Видеть смешное в обычном конечно помогает собственное чувство юмора. Получается, что ты как бы делишься им со своим произведением. Видал я многих фотографов – хороших! Очень! Все у них хорошо и с композицией, и со светом. Но чувство юмора у них есть только в жизни. И никак не отражается на их работах. Не поднимаются краешки губ вверх, глядя на их картинки…
Я очень люблю контрастность действа в изображении. Сочетание несочетаемого. Простая грузинская семья, проживающая в глухой деревне в горах, не вызывает столько умиления и улыбок, как та же самая семья, когда обращаешь внимание зрителя на то, что они следят за очередной серией «Телепузиков»?
Хотя принцип контраста работает и в постановочных фотографиях. Когда смешиваешь старость и активный отдых. получается серия «Простые движения», которая всегда вызывает улыбку и даже порой восхищение у тех, кто думает что героини проводят так все свои дни.
А иногда совсем неплохо оставлять свою мысль незавершённой, получив удовольствие уже от самой работы (сколько же было смеха на съёмках серии «Такеши Китано и другие иконы»), так что доводить идею этого проекта до логического завершения уже и не было особо нужно. Каждый всё равно находит в нём свою смысловую нагрузку, и что-то забавное и весёлое.
Хотя порой бывает, что приходится своими собственными приёмами дотягивать уровень того, что кажется смешным тебе (проникнутого тем, что ты когда-то читал, смотрел и так далее), до понятного остальным. Потому что абсолютно необязательно что все остальные воспитывались на том же самом. Но это уже после получения фотографии. И правда удобнее это делать через блог или в книжном оформлении, но никак не в “чистой” итоговой фотографии. Там весь этот дизайн неуместен.
Через какое-то время сам уже запутываешься где в твоих фотографиях миф, придуманный тобою, а где реальность. Но это очень важно ,даже в трэвел-фотографии, – додумывать что-то “от себя”, добавлять, пропускать увиденное через свое “я”, через свои эмоции. Потому зачастую с чувством зевоты отношусь к трэвел-блогам с открыточными видами и репортажной съемкой.
Ну и конечно, когда в фотографии чего-то не хватает до раскрытия твоего замысла,для придания “достоверности”, я не вижу ничего плохого прибегнуть к монтажу и “внедрению” посторонних элементов. Правда, это как раз тот случай, когда кажется что монтаж очевиден и не стоит зрителю это “разжевывать” – так ведь нет! именно в этот момент он все примет за чистую монету!)))
Юмор в фотографии, как капля инородной краски разбавляет стакан воды, преображая его содержимое. Да, может быть, невелика функция заставить зрителя улыбнуться и только. Но разве этого мало?