Возвращение Ридли Скотта к научной фантастике ждал, без преувеличения, весь мир. Предыдущие работы в этом жанре – «Чужой» и «Бегущий по лезвию» – заслуженно считаются классикой кинематографа. Отличаясь по жанру и не имея ничего общего в смысловой нагрузке, они, тем не менее, были схожи в атмосфере мрачного, депрессивного будущего. Спустя много лет Ридли Скотт решил вновь вернуться к прославившему его жанру, и 31го мая 2012го года на экраны вышел фильм «Прометей».
Изначально задуманная как приквел к «Чужому», в 2011ом году картина эволюционировала до самостоятельного произведения с собственной вселенной и мифологией. Режиссер всячески подчеркивал оригинальность «Прометея», призывая не относиться к нему как к приквелу, а обещания о полноценной предыстории сократились до упоминания в интервью о маленьких отсылках.
К Ридли Скотту были выдвинуты жесточайшие требования – надежды на новый культовый фильм подпитывались трейлерами и вирусными роликами, обещавшими глубокую, наполненную философией, ленту с шикарным визуальным рядом. Как в подобных случаях и бывает, ожидание для многих закончилось разочарованием.
Разочарование – слово, без сомнения, знакомое сценаристу «Прометея», Дэймону Линделофу. Именно им можно охарактеризовать отношение зрителей к концовке его другого проекта, сериала «Остаться в живых», где все сюжетные линии были закончены в спешке, слабо и не логично, а многое и вовсе осталось без объяснения. Печальный опыт ничему не научил Дэймона – в «Прометее» он идет схожим путем, ставя загадки превыше ответов. Запутываясь в повествовании и не объясняя произошедшего, он оставляет лишь скудную пищу для размышления и гигантский задел на сиквел. Как и в случае с «Остаться в живых», «Прометей» разочаровывает таким отношением к сюжету. Боясь приоткрыть завесу таинственности и дать ответы на фундаментальные вопросы, Линделоф оставляет без разгадки даже второстепенные темы, лишь намекая на возможность той или иной версии.
Другая сторона сценария – герои – выглядит куда более впечатляюще. Балом заправляет Майкл Фассбендер, в очередной раз удививший всех уровнем своей подготовленностью и вживанием в роль, на этот раз сложную как никогда. Рядом с ним остальные персонажи смотрятся немного бледно и плоско. Им, порой, не хватает мотивации и логики, за некоторыми их действиями не следует никакой должной реакции со стороны остальных героев. Неизвестно, виноват ли тут сам сценарий или же это последствия грубого монтажа, изрядно сократившего фильм.
Испытывая проблемы с историей, «Прометей», тем не менее, восхитителен визуально. Ридли Скотт создал неземной красоты мир – восхитительные планы природы и её явлений надолго западают в душу из-за своего масштаба, грациозности и живописности. Уйдя от мрачных тонов своих предыдущих фантастических фильмов, режиссер решил оперировать гораздо более приятными и комфортными для зрителя цветами.
Одноименный с фильмом корабль «Прометей» не вызывает приступов клаустрофобии, как это делал «Ностромо» в «Чужом», но, в тоже время, кажется намного опережающим в технологическом прогрессе своего приемника. Конечно, сравнивать маленький буксир с новейшей лабораторией не совсем верно, однако у них должно было быть гораздо больше общего для того, чтобы почувствовалась хоть какая-то логика в создании именно такого «Ностромо» в будущем.
Не следует забывать и о спецэффектах – высочайший уровень их исполнения заставит не раз открыть рот в восхищении перед разворачиваемым действием. Впервые со времен «Аватара» функция 3D так органично вписывается и подчеркивает картину, а не превращается в бессмысленный аттракцион.
Именно благодаря внешней стороне «Прометея» не следует оставлять без внимания. Им нужно любоваться, но попытки поискать смысл лучше отложить до выхода режиссерской версии, которая сможет ответить точно хоть на несколько вопросов, а также раскроет весь замысел Ридли Скотта, зажатый ныне в жалкие для такой темы 2 часа.