На что люди готовы, чтобы спасти близкого человека? Запуская какую-нибудь игру, представляют ли они себя действительными участниками событий в волшебном мире? Эти и многие другие вопросы пришлось задать себе герою романа известной японской писательницы Миюки Миябе, на основе которого не только снят фильм Brave Story (в русском варианте «Изгнанник») и созданы одноименные манга и аниме, но и появился PSP-проект, несколько расходящийся, правда, с сюжетом оригинала. По мнению издателя, XSEED Games, Brave Story: New Traveler является самым красочным и сбалансированным представителем 3D-графики среди RPG для портативных консолей. Попробуем выяснить, так ли это на самом деле. Ведущий персонаж истории (имя выберите по вкусу) — всего лишь паренек, с которым случается несчастье. Его подруга (процедуру выбора повторить) странным образом теряет сознание и впадает в кому, но на самом деле во всем виноват коварный, темный Путешественник, наложивший заклятие на бедную девушку. А, может быть, все гораздо запутаннее? Казалось бы, ничего уже не изменить, но стечение обстоятельств позволяет мальчику попасть в волшебный мир Vision, чтобы встретиться с богиней судьбы.
На линейном пути его дожидаются традиционно разные приключения, складывающиеся в незамысловатый и строгий повествовательный сюжет — для атмосферы сказки подобная простенькая схема подходит как нельзя лучше. Любое общение спутников и встреченных по дороге персон наполнено многообразием эмоций и чувств. В их сложные, часто противоречивые образы по-настоящему проникаешь всем сердцем, сопереживая далеко не поверхностно, как в примитивной мелодраме, а действительно принимая в себя атмосферу горечи по утраченным в реальной жизни благородству и добру.
Неки и другие Яркий мир Vision населен очень необычными персонажами, такими, как kitkin, waterkin, beastkin, karulakin. Самые умилительные и забавные, конечно же, неки. В японском фольклоре «неко» означает девушку-кошку, существо с забавными ушками и хвостом. Наличие в боевой команде миленькой кошечки Yuno, поющей целебные песни и умилительно дергающей ушами, в буквальном смысле слова согревает душу.
Здесь можно встретить самых противоречивых созданий — от доброго крокодила-детеныша до злобной маленькой феи — а то и откровенно сюрреалистические, вроде боевых кроликов и фиолетовых верблюдов. Художники и аниматоры постарались с образами не только непосредственных участников повествования, не менее великолепно и детально они поработали над оживлением окружающей среды, лицевой анимацией и над множеством врагов, иногда действительно жутко и извращенно выглядящих.
Во время прохождения проект демонстрирует многочисленные анимированные сюжетные фрагменты. Проматывать их нельзя, позволено только наслаждаться богатством ракурсов и спецэффектов. Очень быстро становится очевидным, что разговорная часть затянута больше обычного — видимо, чтобы передать всю многоликость взаимоотношений героев. Диалоги можно и пропускать, однако делать подобное не рекомендуется, моментально теряется дух игры.
Продолжительность Brave Story составляет в среднем 30 часов. Чтобы выполнить свою миссию, герою необходимо собрать пять сияющих камней и попасть к богине судьбы, а по большому счету — просто перебить всех чудовищ, на фоне постепенно разворачивающейся лирической истории и прокачки, выполненной в традиционном формате: «рост в уровнях = получение новых умений». На старте реально выбрать лишь четыре навыка главного действующего лица, сделав из него воина или волшебника.
Бои Как и в других jRPG такого рода, монстры бывают не только «целевыми», но и «нападающими внезапно» — по мере перемещения по общей карте или внутри отдельной зоны. Избежать нежелательных встреч поможет умение Stealth, также с места сражения позволяется сбежать с помощью действия Escape, но подобная возможность представится далеко не всегда.
Бои здесь пошаговые и представляют собой простенькую тактику в духе ранней Final Fantasy. Ходы совершаются поочередно, а их порядок определяется параметром agility (ловкость). Выбрав действия для себя и товарищей, вы просмотрите сложную анимацию поединка каждой пары «герой-монстр» и обратно. Умирать ни в коем случае нельзя: если нет специальных микстур оживления (они появятся ближе к концу прохождения) придется начинать заново с сохраненной позиции. К сожалению, записаться удается крайне редко — у владельцев гостиничных номеров или на специальных сферах, находящихся только в закрытых локациях. Это приучает к ответственности, но иногда и причиняет неприятные ощущения — слишком уж часто приходится переигрывать длительные куски прохождения.
Команды участникам сражения могут включать в себя атаки, блоки, применение предметов, особых возможностей и сверхвозможностей. Что интересно — среди атак есть и групповые, рассчитанные на связку из нескольких персонажей. Максимум на поле боя присутствует трое бойцов, хотя группа может включать в себя до шести человек — для каждой отдельной драки выбираются самые достойные и полезные. Причем к партии способны присоединяться самые разные герои — кто-то на время, кто-то навсегда. У каждого в обиходе присутствуют специальные умения — так что подбирать компанию следует грамотно, сочетая навыки и их комбинации.
Еще один оригинальный аспект: враги в этой истории — не простенькие «объекты для битья». Они обладают теми же возможностями, что и персонажи — что бы вы ни применяли в бою, когда-нибудь найдется противник, который сделает то же самое. Вот некоторые примеры умений, используемых в борьбе за жизнь обеими сторонами: изоляция, паралич, понижение характеристик, лечение, изъятие возможности использовать особые навыки, яд (проклятие), массовые атаки, массовые баффы. К счастью, используя предметы, можно снять с себя отрицательные эффекты, а еще при желании запустить в противников алхимическими баночками, наносящими общий урон стихиями, или проказливой пылью, сбивающей с толку.
Вместо пресловутой маны у всех есть очки храбрости. Они не только тратятся, но и приобретаются непосредственно в сражении — например, при удачном нанесении удара. Кроме того, успешно атаковав, и дружественные персонажи, и злые существа произносят боевые кличи или радостные восклицания на подобие «блам-м», «краш-ш-ш», «чин-н-г» и «керсла-а-ам». Что они означают, непонятно, но слышать забавно.
Внося разнообразие и непредсказуемость в сражения, некоторые чудища время от времени спонтанно превращаются (прямо посередине боя!) из простых и слабых представителей местной флоры и фауны в сильных и очень злых тварей, становясь практически мини-боссами. Победа над ними принесет более редкие трофеи или уникальные предметы.
Просторы иллюзии По ходу сценария нам встретятся те же персонажи, что и в фильме: Ватару, Миина, Митсуру, КиКима, Кутц. За каждого из них можно будет немного поиграть. Общая карта Vision покажет нужные или уже пройденные объекты, и как до них добраться — расстояния тут небольшие, но на дороге часто встречаются непредвиденные обстоятельства или монстры. Путешествие начнется пешим ходом, продолжится на повозке, запряженной белым волом (именно такой способ перемещения широко распространен в волшебной стране), а закончится красивым красным драконом, на котором и в другой конец карты быстро пролетишь, и в недоступные места проникнешь с легкостью. Кстати, драконы — это особая раса мудрых хранителей, которая расположилась на своем личном острове.
Сюжетная линия несколько раз предложит выбрать ответ из ряда вариантов, последствия выбора не принципиальны, но все же заметны, посему руководствуйтесь здравым смыслом и добрыми намерениями. Главная нить повествования пролегает через всю игровую вселенную. Следить за ней особо внимательно нет необходимости — новые места назначения выделены синим цветом в диалоговых окнах, а еще они обозначаются на карте и подписаны. Придя в нужный город, стоит лишь зайти в ключевое здание, как тут же начнется не зависящее от вас анимированное действие. Так что если забыли, на чем остановились вчера, это поправимо.
Разнообразия квестов и секретных миссий нет. Кое-где присутствуют ответвления от сюжета, но они займут не так много времени, и их совсем не обязательно выполнять. Определенно нельзя сказать, что история полна добра и рассчитана на детское восприятие — в ней присутствуют такие печальные события, как трагическая смерть и трудное детство.
Нацепить на себя, как всегда, можно оружие и защиту (для каждого героя свой комплект), кольца и амулеты — большинство этих предметов наличествует в торговых лавках и лежит на дне сундуков. А вот бижутерия создается только вручную из трофейных составляющих — рогов, копыт, шкурок, хвостиков, мяса, волшебных камешков, травы. Если же не хватает ингредиентов — не беда: созданное ранее всегда можно разобрать на составляющие.
«Рецепты творения», называемые здесь «диаграммами», можно найти в тех же сундуках или одинаковых белых вазах на территории городов, застав и поселений. Причем каждый раз, засунув жадную руку в горлышко амфоры, вы стопроцентно вытащите что-нибудь пригодное.
Разноцветные курочки S.N.O.B. Все живущие в Vision существа — знатоки и ценители птиц. Они образовали тайное общество, помешанное на всем, связанном с пернатыми. Называется эта подпольная ложа юмористическим сокращением S.N.O.B. Питомцы всех цветов радуги не только дарят радость от обладания ими, но и выигрывают состязания на ринге (под управлением AI), а также служат предметом сетевого обмена с другими геймерами по wi-fi. Оппонентов по состязаниям можно найти внутри закрытых зон («подземелий»). Сказав ключевую фразу-пароль, вы начнете действо.
Обретение воспитанников происходит в специально отведенных местах, в мини-игре — с помощью сачка за отведенное время необходимо отловить множество «птенцов», цвет каждого из которых прибавит «единичку» (а то и больше, при использовании семян) к той или иной характеристике итогового существа.
Сначала места в клетке хватит на пятерых красочных созданий, каждому из которых можно дать собственное имя — но потом она расширится. Если вы способны расстаться хоть с одним из питомцев, то специальный торговец обменяет его на полезную вещицу. Иных мини-игр, кроме связанных с птицами, в Brave Story не существует (к сожалению или к счастью, каждый решает для себя сам).
Приговор Сложно даже представить тот объем труда, который вложен художниками и дизайнерами в Brave Story. Это, безусловно, великолепный начальный (прогресс шагает семимильными шагами) образец графики для будущих карманно-консольных игр (большинство из которых, к сожалению, не может пока похвастаться оригинальным стилем). Эстетическое наслаждение, получаемое в процессе просмотра объемных композиций, облетов пространства камерой, ярких, завораживающих спецэффектов, дорогого стоит.
Приговор здесь один — перед нами одна из самых чувственных, эмоциональных, добродушных новинок года. Ради такого стоит пройти к самому сердцу запредельного, фантастического, таинственного мира иллюзий, погрузиться в глубину его истории и проникнуться духом величественной в своем неисчерпаемом благородстве и неутомимой храбрости сказки. Приятно, что авторы Brave Story сопоставили реальную жизнь с ее проблемами и чаяниями, и сотворили территорию мечтаний, за грань которой мы попадаем, перейдя в виртуальную реальность.
ЗА: * Волшебная для портативной консоли графика;
* Глубокая эмоциональная подоплека истории;
* Разнообразие управляемых героев.
ПРОТИВ: * Маловато мест, где можно сохраняться;
* Слишком затянутые диалоги.