Ошибка

Знаменитые грабители в кино [Кино / Обзор]

Ответить на тему
 
Автор Сообщение

A$taroth

Пол: Пол:Муж

Стаж: 14 лет

Сообщений: 4829

Рейтинг

post 07-Июл-2013 09:06 1[+]

[Цитировать] 


Проект Weekend РИА Новости предлагает вспомнить, как известные воры грабили банки, и кто из знаменитых актеров воплотил их образы в кино.

"Враг общества №1" Джон Диллинджер


110 лет назад, 22 июня 1903 года (по другим данным, 28 июня 1902 года) родился самый известный американский грабитель Джон Диллинджер, доставивший немало хлопот банкирам и ФБР во времена Великой депрессии. Хорошего он не сделал абсолютно ничего, но почему-то остался в истории этаким Робин Гудом, романтическим героем, про которого Майкл Манн снял фильм с Джонни Деппом в главной роли. Впрочем, не один Диллинджер спустя годы после смерти попал на экраны: проект Weekend РИА Новости предлагает вспомнить, как известные воры грабили банки, и кто из знаменитых актеров воплотил их образы в кино.

Идеальные ограбления и предательство "дамы в красном"


Главный гангстер времен Великой депрессии, Джон Диллинджер родился в Индианаполисе в семье коммерсанта Чарльза Диллинджера. Он потерял мать, когда ему не было еще и четырех лет, отец, женившись во второй раз, мало занимался воспитанием сына, так что Диллинджер с детства привык заботиться о себе сам. В девятилетнем возрасте он организовал свою первую банду "12 негодяев", в двадцать - впервые попался полиции на глаза за угон автомобиля, но был отпущен на поруки.

Джон впервые отправился за решетку, когда уже будучи женатым человеком ограбил с друзьями магазин, за что получил от 10 до 20 лет тюрьмы. Это было, пожалуй, самое полезное для него время: он успел обзавестись друзьями (читай: будущими сообщниками) и изучить секреты банковских ограблений.

"Я вошел туда беспечным мальчишкой, вышел - разочаровавшимся во всем. Если бы меня тогда не наказали так жестоко за мою первую ошибку, всего этого бы не было", - говорил он впоследствии.
Джон Диллинджер на обложке газеты

Через четыре года Диллинджер вышел из тюрьмы - освобожденный досрочно за примерное поведение - со списком банков на Среднем Западе, которые стоило ограбить. Надо сказать, что Диллинджеру не первому пришла в голову такая идея: в Америке 30-х банки не грабил только ленивый, и большинство преступлений оставались нераскрытыми.

13 месяцев полиция США не знала покоя: Диллинджер опустошал банки один за другим, каждый раз унося с собой сотни тысяч долларов. На его счету уже было около 60 преступлений, когда Джон Диллинджер был признан правительством США врагом общества №1.

"Моя единственная дурная привычка - грабить банки; я очень мало курю и пью немного".

Конечно, его ловили и даже сажали в тюрьму, откуда он благополучно сбегал дважды. В первый раз - в Огайо, с помощью друзей, которые зашли в здание под видом полицейских, во второй раз - из тюрьмы Краун-Пойнт в Индиане, с деревянным пистолетом, выкрашенным гуталином. Оттуда Диллинджер "утекал" на личном автомобиле шерифа Лилиан Холли, которая накануне хвасталась журналистам, что из ее тюрьмы Диллинджеру не сбежать никогда.

Грабежи продолжались, Диллинджер довел технику совершения преступлений до совершенства: кстати, именно он придумал при ограблении брать заложников. На него работал и простой народ, для которого в условиях жесточайшего экономического кризиса Диллинджер, грабивший банкиров-толстосумов, стал новым Робин Гудом. Вот так о Диллинджере рассуждали обыватели:

"Он был не хуже, чем банкиры или политики, которые отобрали деньги у бедных. Диллинджер не грабил бедных. Он грабил тех, кто стал богатыми, ограбив бедных. Я за Джонни".
Ford A знаменитого гангстера Джона Диллинджера

Поимкой Диллинджера занялось ФБР - целый отдел из 40 человек во главе с агентом Мелвином Первисом, которого Эдгар Гувер специально назначил на пост главы чикагского отделения.

ФБР буквально дышало Диллинджеру в спину: к маю 1934 году он остался почти без средств, все верные сообщники, составлявшие половину его успеха, были либо мертвы, либо арестованы. Тогда Джон Диллинджер решился на отчаянный шаг - пластическую операцию по изменению внешности, которая должна была сделать его неуязвимым.

"Никогда не доверяй автоматическому оружию и женщинам", - таков был один из принципов грабителя, в итоге сыгравший с ним злую шутку. Джона Диллинджера погубила женщина и... любовь к кино.

30 июня 1934 года совершил последнее преступление в городке Саунт-Бенде родного штата Индиана, а затем пропал из виду ФБР. Спустя три недели к Мелвину Первису пришла некая Анна Сейдж - то ли экс-любовница, то ли экс-сообщница Диллинджера, которая заявила о готовности сдать знаменитого грабителя "на блюдечке". Она сказала, что уговорит Джона, заядлого киномана, сходить с ней в кино, а сама наденет красное платье, чтобы у полиции не возникло сомнений, кого хватать.

Позднее Сейдж, которую за тот роковой наряд прозвали "дамой в красном", объясняла: "Когда я узнала, что он Джон Диллинджер, я вспомнила, что он убивал людей без жалости". Однако известно, что истинной причиной предательства было желание румынской эмигрантки получить вид на жительство в США, в чем, кстати, ей впоследствии было отказано.

После окончания "Мелодрамы в Манхэттене" с Кларком Гэйблом в главной роли Диллинджер вышел на улицу, и его тут же окружили агенты ФБР. Диллинджер потянулся к карману, где у него лежал пистолет, но один из агентов оказался быстрее и выстрелил преступнику прямо в лицо.

По другим данным, агенты ФБР открыли огонь без предупреждения. "Не было возгласов "Стой!" или "Стоп!", никто из агентов не крикнул, что они из ФБР. Все произошло мгновенно... Винстед... выстрелил три раза подряд из кольта 45-го калибра...», - писал Брайан Барроу в своем исследовании о бандитизме в Америке 30-х "Враги общества".
Кинотеатр Biograph в Чикаго

Диллинджер пытался бежать, но его настигли еще две пули. На асфальте перед кинотеатром "Байограф" осталась лужа крови, в которую зеваки окунали носовые платки - Диллинджер как-никак был знаменитостью!
Посмертная маска Джона Диллинджера

Смерть Диллинджера овеяна множеством легенд: например, что преступник №1 тайно живет в Лос-Анджелесе, а вместо него убили другого человека, чем иначе объяснить, что глаза Диллинджера были серо-голубые, а у погибшего - карие или то, что убитый носил очки, тогда как у Джона было прекрасное зрение?

На его похоронах присутствовало несколько тысяч человек, а 22 июля - день его смерти - до сих пор отмечают сотни его поклонников, называя его "День Джона Диллинджера". В родном штате преступника работает музей, посвященный бандиту, в котором выставлены его личные вещи - например, брюки, в которых Диллинджер был убит, и знаменитый деревянный пистолет, с которым он убегал из тюрьмы.

Примечательно, что агент, поймавший "врага №1", Мелвин Первис не только не стал героем, но и ушел из ФБР спустя год после окончания операции. 29 февраля 1960 года Первис был найден мертвым в своем доме. Расследование выявило, что это было самоубийство, а оружие, как гласит легенда, - то самое, из которого был застрелен Джон Диллинджер.

"Джонни Д." - славный парень Джон Диллинджер


Романтическая биография грабителя стала основой для нескольких гангстерских фильмов. В одном из них - "Диллинджер и Капоне" - основой сюжета стала легенда о том, что Диллинджер выжил после страшной облавы - теперь он живет на ферме и помогает знаменитому Аль Капоне. В этой картине 1995 года главную роль сыграл Мартин Шин. Также существует сериал 1991 года, в котором Диллинджера сыграл Марк Хэрмон, а также картина 1973 года, в которой главная роль досталась актеру Уоррену Оутсу, известный по вестерну "Дикая банда".

Однако самой полной экранизацией на эту тему является "Джонни Д." (в оригинале "Public Enemies"), фильм, снятый режиссером Майклом Манном в 2009 году. Главную роль в этом фильме сыграл главный голливудский "хулиган" Джонни Депп, а главного охотника за преступником, агента Мелвина Первиса - Кристиан Бэйл.
Кристиан Бэйл ( в центре) в сцене из фильма "Джонни Д."

Джонни Депп с радостью согласился сыграть Диллинджера, ведь в детстве актер был увлечен его историей: "Его, наверное, можно сравнить только с панк-рок-звездой. Хотя, конечно, он был дико популярен даже спустя десятилетия. Я сам лет в 12 был его не то что фанатом... Скажем так, он меня интересовал как идеальный герой своего времени, точно так же, как я был очарован Чарли Чаплином и Бастером Китоном. История Диллинджера и его личность вызывали во мне какое-то смутное, неопределенное чувство. Ключом к пониманию его характера стал голос, который появился у меня в голове после прослушивания одной записи отца Диллинджера, фермера Джона Уилсона. Ближе было не подобраться. Он звучал почти как мой дед, без агрессивно-южного диалекта, но говорил очень узнаваемо-медленно. С этого момента я стал чувствовать Джона Диллинджера".
Джонни Депп в роли Джона Диллинджера в фильме "Джонни Д."

Картина начинается с того момента, когда Диллинджер проникает в тюрьму штата Мичиган, чтобы вызволить своих товарищей, и затем рассказывает о тех 13 месяцах, в течение которых ФБР ловит преступника. В фильме Манна Джон Диллинджер предстает практически святым: он красив и благороден, избегает убийств и не берет ни цента у простых граждан - крадет только банковские деньги. Одна из самых сильных сцен в фильме - та, в которой в день своей гибели Диллинджер приходит в полицейский участок, увешанный его фотографиями, прямо в отдел по собственной поимке. Копы увлечены спортивной трансляцией, и не замеченный ими Диллинджер гуляет по комнате, рассматривая фотографии мест преступлений и убитых друзей, планы и карты. Съемки проходили в реальных местах истории, с подлинным реквизитом: Джонни Депп лежал на кровати, на которой лежал и Диллинджер, брался за ту же ручку двери. Сцена убийства Диллинджера снималась в том самом месте и была выверена до сантиметра - поднимая голову, Джонни Депп видел ту же картину, что и Диллинджер перед смертью.

"Снимая фильм, я преследовал две цели. Одна - сделать драму, основанную на характерах. И вторая - насколько это в моих силах - поместить аудиторию в рамки формата житейского опыта Джона Диллинджера. Чтобы зритель оказался в той эпохе, а не просто наблюдал за ней. Чтобы мог себя почувствовать в Чикаго, в машине, ночью под дождем. То есть, я хотел непосредственного погружения зрителя в подчеркнутую реальность обстановки 30-х годов", - говорил режиссер Майкл Манн.

Одна из основных сюжетных линий посвящена отношениям героя с его возлюбленной, бывшей танцовщицей, гардеробщицей-полукровкой Эвелин "Билли" Фрешетт. Ее в фильме сыграла французская актриса Марион Котийяр. Билли Фрешетт была арестована незадолго до поимки Диллинджера, вытерпев пытки допросов, она не выдала любимого и получила два года тюрьмы за пособничество. Готовясь к роли, Марион общалась с женами и подругами настоящих гангстеров, а также со стриптизершами и официантками. Поскольку в Билли Фрешетт текла французская и индейская кровь, актрисе пришлось работать над соответствующим акцентом.
Джонни Депп и Марийон Котийяр в сцене из фильма "Джонни Д."

Майкл Манн рассказывал в одном из интервью: "Билли Фрешетт были знакомы расовые проблемы, она была аутсайдером, как и Диллинджер. Более того, у нее не было отца (и модели поведения мужчины), у Диллинджера - матери. Ведь он ходил в кино, пытаясь понять, как ведут себя, как нужно ухаживать за дамами. Ему очень хотелось любви, признания. Вдвоем они составляли симбиоз, у них было глубокое чувство. Когда ее у него забрали, по словам очевидицы, он заплакал, как мальчишка. Это была любовь всей ее жизни, без сомнений".

Выйдя из тюрьмы, Эвелин поехала на "гастроли" по стране: вместе с отцом Диллинджера читала лекции и статьи об их отношениях - так они пытались прокормиться после его гибели. Затем она вернулась в Висконсин, где прожила до 60 лет.

"Только одно важное событие случилось в моей жизни. Ничего не было раньше и ничего больше я не жду теперь - кроме, возможно, неприятностей. Только одно важно в моей жизни: я влюбилась в Джона Диллинджера, - писала Билли Фрешетт в 1934 году. - Джон мертв, и я не жалею, что любила его - я не могла иначе. За эту любовь я заплатила сполна, когда меня поймали".
Автор - Елена Костомарова


Бутч Кэссиди и Санденс Кид: деньги и любовь на двоих


Проект Weekend продолжает цикл историй об известных ворах прошлого и рассказывает, кто из знаменитых актеров воплотил их образы в кино.

3 ноября 1908 года в шахтерском городке Сан Винсент в Боливии было жарко: отряд местной полиции караулил двух гринго, засевших в здании отеля. Перестрелка продолжалась уже довольно долго, но никто не хотел прекратить огонь – полиция не собиралась отпускать живыми американцев, которые ограбили половину банков страны, а последней каплей стала кража всей зарплаты местных шахтеров. Ну а Бутч Кэссиди и Санденс Кид – а это были именно они – в принципе не умели сдаваться...

Бутч Кэссиди и Санденс Кид - легенды Дикого Запада, грабители с большой дороги - "Тропы беззакония" (Outlaw Trail), которая вела из Канады через Монтану и Юту в Мексику. Бутч был лидером знаменитой "Дикой банды", Санденс – его правой рукой, лучшим снайпером "на деревне". "Дикая банда", в свою очередь, входила в состав банды со смешным названием "Дырка в стене", которая фактически представляла собой профсоюз гангстеров. Их общим убежищем служило ущелье в горах Биг Хорн в штате Вайоминг – идеальном месте на возвышенности, из которого хорошо просматривалась вся округа.
Санденс Кид и Бутч Кэссиди

Дикие, дикие бандиты


Всего за несколько лет деятельности на счету "Дикой банды" было девять грабежей: четыре банка, четыре поезда и одна касса транспортной компании. Их суммарный "доход" составил примерно $200,000, что по сегодняшним меркам приблизительно равняется $2.5 миллионов долларов.

У Бутча и его команды была своя строгая инструкция по ограблениям: нападения совершались группами от трех до шести человек, только летом и, самое главное, грабители по возможности избегали кровопролития. Даже если им приходилось вскрывать динамитом запертый вагон поезда, несчастных, находившихся внутри, всегда благородно предупреждали о взрыве заранее, чтобы они могли спрятаться за ящиками.

Бутча Кэссиди вообще в народе уважали и называли Робин Гудом Дикого Запада – он всегда выполнял обещания и, по легенде, однажды подарил украденную лошадь маленькому мальчику, мечтающему о собственном транспорте.
Фотографии поезда, разграбленного Бутчем Кэссиди и "Дикой бандой" (1899 г.)

Роберт Лерой Паркер – таково настоящее имя Бутча Кэссиди, родился в семье английских эмигрантов-мормонов, переехавших в США из-за религиозных гонений. Наш герой был старшим из 13 детей и оставил отцовский дом еще будучи подростком. Некоторое время он работал мясником в Вайоминге, где и получил свое прозвище Бутч (Butch) – Мясник, а потом подрабатывал на окрестных ранчо и фермах. Фамилию "Кэссиди" грабитель "одолжил" у своего наставника – конокрада Майка Кэссиди, который научил своего подопечного всем премудростям кражи скота.

Свою криминальную карьеру Бутч Кэссиди начал примерно в 1880 году с курьеза – он залез в магазин одежды и унес пару джинсов и кусочек пирога, написав хозяину трогательную записку с обещанием заплатить в следующий раз. Хозяин магазина порыв не оценил и "настучал" куда следует, впрочем, эта мелкое дело завершилась для Бутча оправдательным приговором.

Долгое время Бутч промышлял кражей скота и "крышеванием" фермеров. С одним из них Хербом Бассетом он работал особенно плотно: у Бассета имелось две хорошенькие дочери. Обе девушки - 15-летняя Энн и ее сестра Джози по очереди (или одновременно?) крутили роман с Бутчем. Они были посвящены в дела грабителей и оказывали им посильную помощь.

Про Санденса Кида известно меньше – настоящее имя Гарри Лонгбау, родился в 1867 году в Пенсильвании. В 1887 году 20-летний Гарри украл лошадь с седлом да ружье с ранчо в Санденсе, был пойман, отсидел полтора года в тюрьме и заработал кличку Санденс. В конце 1890-х он присоединился к банде Бутча Кэссиди.

В 1900 году друзья ограбили банк в Виннемукке, штат Невада, забрав оттуда несколько мешков с золотыми 20-долларовыми монетами – всего 32 640 долларов. Проблема заключалась в том, что грабители ухитрились в разгар погони украсть у ограбленного ими банкира Никсона еще и лошадей, после чего взбешенный банкир поклялся поймать их во что бы то ни стало.

Фотография на память или, Как попались Бутч и Санденс


Через два месяца после ограбления в Виннемукке члены Дикой банды встретились в городке Форт-Уорт. Это была прощальная встреча членов банды - Бутч Кэссиди, Сандэнс Кид, Уилл Карвер, Бен Килпатрик и Харви Логан поселились в шикарном отеле и стали просаживать доллары в салунах и местных борделях. Бандитов подвела сентиментальность: все вместе они отправились в фотостудию Шварца и сделали совместное фото. Пять экземпляров забрали с собой, а последний гордый хозяин студии вывесил в качестве рекламы. Каково же было удивление детектива Фрэда Доджа, когда в витрине студии Шварца он увидел физиономию бандита Уилла Карвера! Додж потребовал срочно сделать для него 50 отпечатков и очень скоро фотографии попали к тому самому банкиру Никсону из Виннемукки, который тут же опознал своих обидчиков – Бутча Кэссиди и Санденса Кида. Добавила пороху и жена Уилла Карвера – брошенная им женщина назвала имена всех бандитов на фотоснимке и рассказала об их делах.
Санденс Кид (первый слева в первом ряду), Бутч Кэссиди (крайний справав первом ряду) и участники его "Дикой банды"

Теперь поимка преступников казалась делом времени: по следам грабителей отправились знаменитые Пинкертоны, которые все ближе подбирались к знаменитой парочке. Тогда Санденс и Кэссиди собрали чемоданы, прихватили жену Санденса (о ней речь идет отдельно) и отправились в Аргентину, оттуда в Чили, потом в Боливию, где их история и обрывается…

До кладбища Сан Винсента – 4 часа езды на джипе от боливийского города Туписа. Там, на высоте 4500 метров над уровнем моря, на местном кладбище похоронены Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид. Каждый год 8 ноября здесь устраивают карнавал с реконструкцией той перестрелки, а в местном поселке есть музей, где хранится, например, шляпа, в которой Бутч Кэссиди грабил Национальный Банк Аргентины.

Впрочем, никто не уверен, что бандиты погибли в той перестрелке: тест ДНК, проведенный в 1993 году, установил, что останки не принадлежат Бутчу Кэссиди и Сандэнсу Киду. Также ходят слухи, что они провели свои последние годы под фальшивыми именами в США. Эту информацию подтвердила сестра Кэссиди Лула Паркер Битинсон, которую якобы Бутч тайно посещал, и та самая девушка с ранчо Джози Бассет, тоже "видевшая" Кэссиди уже после его смерти.

В прошлом году кольт Бутча Кэссиди был продан на аукционе California Auctioneers за $175,000. Этот револьвер кольт сорок пятого калибра Кэссиди купил в 1896 году в городке Вернал, штат Юта. В 1899 году Кэссиди был схвачен шерифом Парле Кристисоном, и бандиту пришлось отдать тому свой кольт и винчестер. Однако уже через год Бутч Кэссиди освободился по амнистии, пообещав губернатору Юты покинуть его штат.
Кольт Бутча Кэссиди, который был продан на аукционе California Auctioneers

Герои в кино: голубые глаза и ковбойская шляпа


Историю легендарных грабителей экранизировали не раз: первый фильм про них "Трое вне закона" вышел в 1956 году – главные роли сыграли Нэвилл Бренд и Алан Хэйл-младший. В 2006 году вышел приключенческий фильм "След преступника", в котором главный герой-подросток и его друзья отправляются на поиски сокровищ Бутча Кэссиди и по дороге выясняют обстоятельства его гибели. В 2011 году Кэссиди на экране "оживил" режиссер Матео Хиль – в фильме "Блэкторн" постаревший герой, чудом выживший в перестрелке в Боливии, решается на последнее ограбление, чтобы заработать денег на возвращение в Америку.

Но были ли грабители благородными и смелыми в действительности – уже не так важно, потому что их образ навсегда увековечили в кино Пол Ньюман и Роберт Редфорд, сыгравшие вместе в фильме "Бутч Кэссиди и Санденс Кид" 1969 года. На съемочной площадке присутствовала сестра настоящего Бутча Кэссиди. После завершения съемок она даже согласилась сняться в рекламе картины за небольшое вознаграждение.
Кадр из фильма "Бутч Кэссиди и Санденс Кид", 1969 год

Герой Ньюмана – Бутч Кэссиди, благородный разбойник, "мозговой центр" всех операций, с улыбкой находящий выход из самых патовых ситуаций. Санденс – его молчаливый друг, суровый стрелок и верная опора.

Фильм рассказывает о похождениях друзей, последнем ограблении поезда, побеге в Боливию и последней перестрелке. Двое ясноглазых, белозубых, загорелых красавца Редфорд и Ньюман не только скачут на лошадях, стреляют на скорость, но и упражняются в остроумии, трогательно подшучивая друг над другом на протяжении всего фильма. В картине много остроумных моментов: например сцены, в которых бандиты грабят банк, читая нужные реплики по бумажке – они ведь в Боливии и не знают испанского! Даже находясь на волосок от смерти, раненые и окруженные полицией, находят в себе силы поддеть друг друга:

— Это у тебя называется "прикрыть"?
— Это у тебя называется "бежать"?

Кадр из фильма "Бутч Кэссиди и Санденс Кид", 1969 год

"Бутч Кэссиди и Санденс Кид" пользовался огромным успехом в прокате и даже сейчас занимает 34 место в списке самых кассовых фильмов США (с учетом инфляции, конечно). Вестерн получил четыре "Оскара": за лучший сценарий, лучшую операторскую работу, лучшую музыку и заглавную песню - Raindrops Keep Fallin’ on My Head, которая и теперь считается мировым хитом.

Странно, что статуэтка Киноакадемии не досталась актерам, ведь именно на их харизме держится эта история, может, и кажущаяся сейчас наивной, но уж точно не оставляющая зрителей равнодушным.

Герои Редфорда и Ньюмана – лучшие друзья, готовые прикрыть друг другу спины. Они делят пополам добычу и неприятности… и даже любовь у них одна на двоих – Этта Плейс.
Актеры фильма "Бутч Кэссиди и Санденс Кид"

Об этой женщине известно немного: то ли сельская учительница, то ли проститутка (то ли совмещающая обе эти профессии), которая таинственным образом исчезла из реальности после смерти Кэссиди и Кида. Возможно, "Этта Плейс" - это вымышленное имя, под которым могла скрываться любая из женщин, входящих в состав "Дикой банды", например, те же Энн или Джози Бассет.

Детективы агентства Пинкертона так описывали Этту: "классическая привлекательная внешность, 27-28 лет, рост около 5,5 футов, среднего телосложения, брюнетка". По некоторым данным, Этта Плейс и Санденс Кид поженились в Нью-Йорке в 1901 году перед отъездом в Латинскую Америку. Она сопровождала Кида и Кэссиди в их странствиях, но в 1906 году покинула их по неизвестным причинам. Затем, по слухам, Этта вернулась в США и начала новую жизнь, но сообщения Пинкертонов опровергают эту информацию, утверждая, что она была убита в Аргентине в 1922 году в перестрелке.
Санденс Кид и его "жена", Этта Плэйс

В фильме Этту Плейс сыграла Кэтрин Росс. По фильму, в Этту были влюблены оба бандита, да и сама она испытывала к ним одинаковые чувства, но первым она встретила Санденса, поэтому Кэссиди довольствовался лишь целомудренными велосипедными прогулками. Правда, Бутч не слишком расстраивался и находил утешение в объятиях других красоток. На экране отношения в этом любовном треугольнике – простые и трогательные, а причиной отъезда Этта называет нежелание видеть, как самые близкие ей люди погибнут – девушка предчувствует их скорую гибель в Боливии.
Кадр из фильма "Бутч Кэссиди и Санденс Кид", 1969 год

Некоторые сцены поданы в виде стоп-кадров, словно ретушированных пожелтевших фотографий: вот троица путешествует по Латинской Америке, вот – последняя перестрелка, которая, как и сама легенда, обрывается на полуслове.

"Бутч Кэссиди и Санденс Кид" - первый фильм, в котором Пол Ньюман и Роберт Редфорд снялись вместе (следующей их совместной работой стал знаменитый фильм "Афера"), и тот фильм, что сделал знаменитым Роберта Редфорда. На гонорар от съемок Редфорд приобрел горное поместье, которое назвал в честь своего героя. Сейчас там проходит основанный Редфордом американский фестиваль независимого кино "Санденс".

"Никто не ожидал такого успеха, особенно я, - рассказывал актер о своей работе в одном из интервью. - Это было чудесное время! Мы подружились с Полом, веселились, выполняли свои трюки, ездили на лошадях. Но увидев окончательный монтаж, я сказал: "Какого черта тут делает эта песня? "Капли дождя"? Да на небе ни облачка! Еще и на велосипеде?!"

Речь идет о знаменитых кадрах, на которых напарник Санденса катает Этту на велосипеде под звуки той самой Raindrops Keep Fallin’ on My Head, что потом получила "Оскар". Редфорд не раз признавался, что поначалу считал эту сцену глупой.

"Музыка в этом фильме играет огромную роль, - говорил он. - Тогда я этого не понимал, мне казалось это нелепым, ведь когда играла эта песня, дождя не было и в помине! Неужели я был не прав?"
          

В настоящее время в США идет работа над новым телепроектом "Дырка в стене" про Бутча Кэссиди и Санденса Кида. Режиссер Бен Росс и сценарист Крис Симоньян организовали в сети сбор средств на съемки и уже собрали нужную сумму. Главные роли исполнят Марк Гантт ("Правосудие Декстера", "Одиннадцать друзей Оушена") и начинающий актер Тэтчер Робинсон.
Постер нового сериала "Дырка в стене" про Бутча Кэссиди и Санденса Кида

Автор - Елена Костомарова


Бонни и Клайд: живи быстро, умри молодым

© Warner Brothers/Seven Arts / public domain

Проект Weekend продолжает цикл историй об известных грабителях прошлого и рассказывает, кто из знаменитых актеров воплотил их образы в кино.

На рассвете 23 мая 1934 года неподалеку от городка Сейлз в штате Луизиана целый отряд полицейских под предводительством техасского рейнджера Фрэнка Хэймера, спрятавшись в кустах у дороги, с нетерпением ждал появления на горизонте черного Ford V8, который стражи порядка узнали бы и с закрытыми глазами. Через несколько минут этот "форд" дымился на обочине, продырявленный 167 пулями, а внутри лежали два бездыханных тела – они принадлежали Бонни и Клайду, самой известной паре грабителей в истории.
© public domain
Автомобиль Ford V8, в котором погибли Бонни и Клайд

Романтики с большой дороги


Бонни Элизабет Паркер родилась в Ровене, штат Техас, в семье каменщика, который умер, когда девочке было четыре. Вместе с матерью и сестрой Бонни переехала в Даллас. Мисс Паркер не было еще и 16, когда она вышла замуж за мелкого жулика Роя Торнтона. Этот брак едва ли можно назвать любовной историей (особенно с учетом будущих событий) – очень скоро новоиспеченный муж пропал на ниве криминала, после 1929 года их дороги не пересекались, хотя Бонни до последнего дня не снимала обручального кольца. Торнтон был в тюрьме, когда узнал о смерти жены: "Я рад, что они погибли именно так, это куда лучше, чем быть пойманными".

Бонни было 19, Клайду - 21, когда они познакомились. По одной из версий, это произошло в одной из забегаловок, где девушка работала официанткой, по другой, они впервые встретились у подруги девушки - Бонни как раз варила ароматный горячий шоколад, когда Клайд вошел в дом.

К моменту судьбоносной встречи Клайд Бэрроу уже был заядлым гангстером. Сын бедняков из Далласа, он вместе со старшим братом Баком набил руку на ограблениях магазинов и придорожных кафе. После того, как Бак в 1928 году угодил за решетку, главарем преступной банды стал младший Бэрроу - Клайд.
© public domain
Клайд Бэрроу, 25 лет

Неизвестно, что он наговорил Бонни при знакомстве, но уже на следующий день она переехала к нему. Они не расставались ни на минуту. Клайд был отличным стрелком и всегда носил с собой пистолет - Бонни попросила научить стрелять и ее. Вскоре Клайд стал брать свою подругу "на дело": обычно она сидела в машине, а Клайд врывался в кафе или на заправочную станцию и, угрожая оружием персоналу, грабил кассу. Через пару месяцев Клайда арестовали, но Бонни смогла организовать побег, передав напарнику пистолет. Вскоре за решетку попала Бонни, а затем снова Клайд – на два года. Тогда Паркер писала ему письма с обещаниями ждать.

"Я никогда не хотела любить тебя - даже не пыталась. Ты просто заполучил меня. А теперь я и не знаю, что делать, я люблю тебя больше всего на Земле".

Клайд вышел из тюрьмы в 1932 году совсем другим человеком. "Что-то ужасное случилось с ним там", - говорила потом сестра Бэрроу Мари. Это "ужасное" было первым убийством - Клайд забил до смерти заключенного, изнасиловавшего его.
© The Portal to Texas History
Клайд Бэрроу, постер 1932 года

Бессмертная любовь Бонни и Клайда - темная история. По некоторым данным, она и вовсе была платонической, ведь Клайд был гомосексуалистом. По другим, они вступали в сексуальные отношения и друг с другом, и с другими участниками банды Бэрроу – известно, что Рой Гамильтон был любовником обоих, а потом еще и привел в банду подружку, из-за чего отношения внутри "коллектива" накалились до предела.

Впрочем, все, кто видел Бонни и Клайда, признавали, что они действительно любят друг друга. Например, мать девушки Эмма Паркер говорила: "Я сразу поняла, что между ними что-то есть, когда Бонни представила его мне. Я видела это в ее глазах, в том, как она держалась за рукав его пиджака".

Сотня пуль на двоих


Вскоре к компании присоединились брат Клайда Бак и его жена Бланш. Все вместе они грабили и совершали убийства с неоправданной жестокостью – всего на их совести 13 смертей.

Автомеханик Джонс, которого парочка похитила в один прекрасный день и заставила сопровождать себя в "криминальном турне", вспоминал: "Эти двое - чудовища! Я никогда не видел кого-либо еще, кто бы так наслаждался убийствами".
© public domain
Грабители Бонни и Клайд

Бонни и Клайд вели жизнь самых настоящих бродяг: спали на улице, питались тем, что добывали в мелких лавках, напивались до беспамятства. Казалось, они сознательно шли на гибель, прекрасно зная, что не останутся в живых. Во время последней встречи с матерью Бонни попросила: "Когда нас убьют, не говори плохо о Клайде".

Они вообразили себя борцами за справедливость - в период Великой депрессии "раскулачивать" тех, кто имеет хотя бы десятку долларов, казалось почетным делом. Преступления были громкими, но добыча - мизерной: самую большую сумму в 2,5 тыс долларов они захватили в мае 1933 года в банке Миннесоты. Знаменитый современник пары Джон Диллинджер тогда сказал: "Шпана! Они позорят грабителей банков". В октябре 1930 года Бонни и Клайд расстреляли владельца продуктового магазинчика в Техасе - его жизнь стоила всего 28 долларов.

Они любили друг друга, оружие и автомобили - незадолго до смерти Клайд даже написал благодарственное письмо Генри Форду, в котором пообещал угонять машины только этой марки.

В Оклахоме грабители взяли в плен шерифа Перси Бойда, которого впоследствии оставили на дороге, наказав на прощание: "Скажи своим людям, что мы - не банда убийц. Войди в положение людей, пытающихся пережить эту проклятую Депрессию". По словам выжившего шерифа, бесспорным лидером банды был Клайд. А вот Бонни ему понравилась - по мнению Бойда, она казалась в этой компании чужой. Шериф сказал, что они с Клайдом крепко любят друг друга и рассказал трогательную подробность: у них в машине был кролик по кличке Сынок, которого Бонни везла в подарок матери.

Бандиты радовались каждый раз, когда видели заметки о себе в газетах. Бонни даже разработала целую "пиар-кампанию": она увлекалась фотографией и регулярно посылала в газеты их постановочные снимки - на фоне машины и с винтовкой наперевес. К фотографиям она прикладывала свои стихи. В 2007 году тетрадь, в которой от руки записано несколько стихотворений, была продана на аукционе Bonhams за 36 000 долларов.
© AFP
Грабители Бонни и Клайд, 1932-1934

© Bonnie and Clide's Hideout
Поэма Бонни Паркер

О Джесси Джеймсе слыхали все,
Но если хотите, еще
О Бонни с Клайдом и их судьбе
Могу поведать я все.

Нынче Бонни и Клайд - знаменитый дуэт,
Все газеты о них трубят.
После их "работы" свидетелей нет,
Остается лишь смерти смрад.

Но немало звучит о них лживых слов,
И жестоки они не так.
Ненавидят они стукачей и лгунов,
А закон - их смертельный враг.

Если в Далласе вдруг полицейский убит
И у "копов" зацепки нет,
Настоящий убийца не будет раскрыт,
Бонни с Клайдом нести ответ.

Если вдруг успокоиться пара решит
И квартиру снимет себе,
Через пару деньков надоест им быт,
И опять с автоматом в руке.

От холодных убийств содрогнулась страна,
И жестокость их - тяжкий грех,
Но я знала Клайда и в те времена,
Когда был он похож на всех.

Он был добрым техасским парнем простым,
Не в чем было его упрекнуть,
Но сурово жизнь поступила с ним
И толкнула на дьявольский путь.

И он как-то признался с горечью мне:
"Век свободы мне не видать.
Жизнь моя завершится на адском костре,
И расплаты не миновать!"

Все темней и страшней ненадежный путь,
Все бессмысленнее борьба.
Пусть богатыми станем когда-нибудь,
Но свободными - никогда!

Не считали они, что сильнее всех,
Ведь закон победить нельзя!
И что гибель расплатой будет за грех,
Знали оба наверняка.

Пусть от болей сердечных страдаете вы,
А дряхлеющих смерть унесет.
Но с несчастьями Бонни и Клайда судьбы
Не сравнить ваших мелких невзгод!

День наступит, И лягут на вечный сон
В холодной рыхлой земле.
И вздохнут с облегченьем страна и закон,
Их отправив в небытие.


Слава грабителей росла. На поимку криминальных знаменитостей бросили лучшие силы полиции и ФБР и объявили награду в 1500 долларов. "Клайд - психопат. Его нужно уничтожить, как взбесившееся животное", - заявил глава ФБР Эдгар Гувер. Кстати, против банды выступили и криминальные авторитеты, например, Красавчик Флойд абсолютно не желал делить и без того мелкую добычу с кучкой заезжих хулиганов.

Круг сжимался: в 1933 году банда попала в засаду, в которой Бланш Бэрроу была ранена в ногу, а ее муж Бак был застрелен, в апреле 1934 года арестовали и отправили на электрический стул Гамильтона. После этого Бонни и Клайд направилась в Техас, собираясь отсидеться у родственников Бонни. Они нашли убежище, но их местонахождение выдал отец одного из членов банды Генри Метвина - в обмен на признание невиновности сына. Именно его якобы сломанная машина послужила приманкой на дороге 23 мая 1934 года.

Когда шквал свинца обрушился на их машину, Бонни и Клайд даже не успели схватить оружие: в их тела вонзилось более сотни пуль. Все вечерние газеты опубликовали сообщения о смерти грабителей, поместив на первой полосе фотографию с изображением их изрешеченных пулями трупов. Публике предъявили пиджак Клайда с 40 пулевыми отверстиями и ружье с 7 зарубками на прикладе – по одной на каждого убитого Клайдом.

Но этого оказалось мало: тела Бонни и Клайда выставили в морге, и в течение нескольких дней каждый желающий мог лицезреть их всего за доллар. В Далласе на тело Бонни пришли посмотреть 40 тысяч человек, на Клайда - 30 тысяч.

20 родственников, в том числе матери, и друзья пары предстали перед судом за укрывательство, а самих преступников похоронили на разных кладбищах - вопреки желанию Бонни Паркер. На ее могиле высечена надпись: "Как цветы расцветают под лучами солнца и свежестью росы, так и мир становится ярче благодаря таким людям, как ты".
© public domain
Бонни Паркер

В Гибсланде существует музей Бонни и Клайда, расположенный в бывшем кафе, где преступники купили свой последний завтрак. Смотрителем там работает сын рейнджера Теда Хинтона, участвовавшего в расстреле пары. Каждый год в ближайший к 23 мая уик-энд в Гибсланде проводится фестиваль Бонни и Клайда, во время которого проходит реконструкция роковой засады.

"Бонни и Клайд": нет повести печальнее на свете


Имена грабителей стали нарицательными для всех пар, совершающих преступления. Образ Бонни и Клайда цитируется в кино, музыке, моде. Существует несколько экранизаций их истории, в том числе документальных, но самая знаменитая из них - фильм "Бонни и Клайд" 1967 года.
© РИА Новости Hannibal Hanschke/File
Американский кинорежиссер и создатель знаменитого фильма "Бонни и Клайд" Артур Пенн

Картину снимал режиссер Артур Пенн, а продюсировал Уоррен Битти, который также сыграл Клайда. Партнершу для него искали долго: на эту роль претендовали Джейн Фонда, Натали Вуд, сестра Битти - Ширли Маклейн - и его тогдашняя девушка Лесли Кэрон (кстати, услышав отказ, она бросила Уоррена). Наконец Артур Пенн сделал выбор: увидев актрису Фэй Данауэй в ее первом фильме "Происшествие", он утвердил именно ее на роль Бонни Паркер.

В фильме рассказывается история пары с момента знакомства до последней перестрелки. Герой Битти - простодушный романтик, лицо которого то и дело озаряет ослепительная улыбка. Клайд любит поговорить о справедливости и страдает импотенцией - этим в фильме объясняются его платонические отношения со спутницей. Бонни в исполнении Данауэй - молоденькая восторженная девушка, влюбленная в своего случайно найденного героя. Она хочет вырваться из серой действительности американской глубинки, жить на пределе возможностей, рисковать и любить несмотря ни на что
© Warner Bros
Кадр из фильма "Бонни и Клайд", 1967

"Эта роль мне очень близка, - признавалась актриса в одном из интервью. - Я была южанкой, так же, как и Бонни. Мы вместе с ней делили разочарования убогой жизни в маленьком ограниченном мирке - можно умереть за то, чтобы вырваться оттуда. Это была часть моей жизни".

После выхода фильма на экраны женщины стали копировать стиль киношной Бонни Паркер, а журналы стали печатать съемки с моделями, чей образ сильно напоминал героиню - девушки в блузках и юбках-миди позировали с оружием в руках. Поначалу Фэй Данауэй хотела сниматься в брюках-слаксах, более удобных для погонь и перестрелок. Но художник по костюмам Теадора ван Ранкл предложила актрисе более гламурный образ - узкая юбка-карандаш, берет, каблуки - и не прогадала.
          

Но предметом обсуждения стал не только стиль главной героини - картина вышла в период широкого размаха движения студенческого протеста на Западе, и молодежь конца 1960-х восприняла Бонни и Клайда как своих героев. "Бонни и Клайд" критиковали за обилие сцен насилия и излишнюю "романтизацию" истории грабителей, но это не помешало ей получить десять номинаций на "Оскар", и в итоге две статуэтки - за операторскую работу и женскую роль второго плана (Эстелл Парсонс, сыгравшая Бланш Бэрроу).

Знаменитый кинокритик Роджер Эберт потом писал: "Весь процесс выбора пристрастен и зависим от успеха картины. Аутсайдеры кассовых сборов редко номинируются и никогда не выигрывают. Я потерял веру в "Оскар" в тот же год, когда стал критиком - в год, когда не выиграли "Бонни и Клайд".

Лента оказала большое влияние на развитие кинематографа США - по словам Квентина Тарантино, который цитировал эту историю в своих "Прирожденных убийцах", с "Бонни и Клайда" Пенна начался Серебряный век Голливуда, продлившийся до начала 80-х.

И, конечно, фильм стал прорывом для актеров. В 2008 году на 36-й церемонии вручения премии Американского института кино (AFI) чествовали Уоррена Битти. На сцену поднялась Фей Данауэй, которая прочла трогательную речь в стихах на манер самой Бонни Паркер, завершив ее словами: "Это конец истории, в которой я - его Бонни, а он мой Клайд".
© Warner Bros.
Кадр из фильма «Бонни и Клайд»

Автор - Елена Костомарова



Джесси Джеймс: история одного предательства

© Коллаж РИА Новости

Проект Weekend продолжает цикл историй об известных грабителях прошлого и рассказывает, кто из знаменитых актеров воплотил их образы в кино. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию историю Джесси Джеймса и два фильма, в которых главного разбойника Америки сыграли ни много ни мало Брэд Питт и Колин Фаррелл.

Бобу Форду было очень неуютно в собственном салуне в Валсенбурге, штат Колорадо. По правде говоря, он уже давно не чувствовал себя в безопасности – с тех самых пор, как его, убийцу Джесси Джеймса, возненавидела вся Америка, и он мешками начал получать письма с угрозами. Было 8 июня 1892 года. "Привет, Боб!", - вдруг раздалось за спиной у Форда. Он обернулся и встретил свою смерть в виде летящей пули, а стрелявший, Эдвард О’Келли, вошел в историю как "человек, который убил человека, который убил Джесси Джеймса".
© public domain
Грабитель Джесси Джеймс, 17 лет

Кто же такой Джесси Джеймс, из-за которого кипели такие страсти даже спустя несколько лет после смерти? Бонни и Клайд, Джон Диллинджер и другие американские легенды криминала считали его своим учителем, простые люди верили, что он грабил банки ради благородных целей, а ушлые бизнесмены печатали комиксы-брошюрки про его невероятные приключения, по большей части придумывая их на ходу.

Джесси Джеймс родился в Миссури в семье зажиточного фермера-баптиста Роберта Джеймса. С началом Золотой лихорадки глава семьи отбыл на прииски вслед за своей паствой, где вскоре и умер. Мать еще дважды выходила замуж, семья росла: у Джесси было три сестры и три брата, один из которых, Александр Франклин по прозвищу "Фрэнк", впоследствии стал правой рукой Джесси.

Ферма Джеймсов в Миссури усилиями семерых рабов преспокойно выращивала табак, когда грянула Гражданская война. Миссури находился между Севером и Югом, но Фрэнк, старший из братьев, следуя традициям семьи, записался в ряды конфедератов. По некоторым данным, он даже участвовал в знаменитой битве у ручья Уилсон, но вскоре заболел и вернулся домой. После нападения отряда янки на их ферму, Фрэнк и Джеймс вошли в состав партизанской банды знаменитого Кровавого Билла (он был известен привычкой снимать с поверженных врагов скальпы, выкалывать им глаза и отрезать уши), а когда война закончилась, сдались северянам и вернулись на свою ферму.
© flickr.com, Denise Krebs
Грабители Фрэнк Джеймс и Джесси Джеймс

Дальше происходило то, что принято называть загадкой Джесси Джеймса: участники банды, которую сколотили братья Джеймс вместе с кузенами Янгерами, почти два десятка лет грабили банки и поезда и при этом считались в своей стране героями. В одной из книг о Джесси Джеймсе автор назвал его последним партизаном, солдатом, который в одиночку сражался, когда война уже была закончена. После войны южане были разорены. Вслед за солдатами Севера на их территорию пришли банкиры и дельцы от железной дороги, которым ничего не стоило отобрать лакомый кусок земли "без суда и следствия".
© public domain
Американский преступник Джесси Джеймс

Поэтому Джесси Джеймс, который стал грабить эти самые банки, склады с боеприпасами армии и поезда, перевозившие деньги железной дороги, естественно стал для своих земляков избавителем. Может, он действительно раздавал деньги бедным и строил для них школы и церкви, как говорили, а может, это всего лишь продолжение легенды. По одной из версий, светлый образ Джесси в народе – результат трудов журналиста Джона Ньюмана Эдвардса, с которым Джеймс делился добычей. Известно только, что всего он ограбил 15 банков, несколько поездов, складов и бессчетное число дилижансов, а когда ему приходилось убивать – долго не думал. Джесси Джеймс любил породистых лошадей, свою жену (по совместительству кузину) Зерельду и двоих детей – сына и дочь. А еще он обожал дурачить своих противников.

3 июня 1871 года четверо мужчин подъехали к банку в городке Коридон, штат Айова. В городке было пусто – все жители находились на службе в церкви, где проповедь читал местный пастор мистер Дин. Джесси и Фрэнк Джеймсы, Коул Янгер и Клил Миллер действовали быстро. Один из них остался сторожить лошадей, другой – следить за входом, остальные двое вошли в банк, где в этот момент находился только хозяин Оскар Окобок. Им понадобилась всего пара минут, чтобы связать банкира и обчистить кассу и спокойно отправиться восвояси с суммой $6,000 в золоте и банкнотах. На окраине города, проезжая мимо церкви, банда остановилась. Один из грабителей вошел в церковь, встал посреди прохода и весело крикнул: "Эй, тут какие-то молодчики обчистили ваш банк!". Коридонцы, разумеется, сочли все происходящее шуткой: кому нужен их банк, который и открылся-то меньше года назад! Но после службы все же зашли проверить – и обнаружили там беднягу Оскара и пустые сейфы…
© public domain
Издания с грабителем Джесси Джеймсом на обложке

Враги повсюду и выстрел в спину


Закреплению статуса героя Джесси Джеймса поспособствовала соответствующая смерть. К 1876 году положение Джесси Джеймса было незавидным. Все члены его банды были либо убиты, либо арестованы, либо "залегли на дно" (в числе последних был и Фрэнк). По следу банды шли десятки агентов во главе с самим основателем Аланом Пинкертоном, нанятым железной дорогой. Джесси, кстати, считал Пинкертона личным врагом: его агенты во время одного из рейдов в 1875 году сожгли ферму Джеймсов. В пожаре погиб младший брат Джесси - Арчи, за смерть которого бандит поклялся отомстить Пинкертону. Много месяцев они кружили друг вокруг друга. Джесси мечтал выстрелить в лицо врагу, чтобы тот знал, кто именно отправляет его на тот свет. Но этому не суждено было сбыться: Алан Пинкертон умер своей смертью через два года после смерти Джеймса.

После очередного ограбления поезда в 1979-м вконец разозленные власти пообещали за голову Джесси Джеймса огромную награду – 10 тысяч долларов. Сразу же нашлось немало охотников "сдать" бандита, обеспечив себе безбедную жизнь. Джесси стал подозрителен, он менял убежища так, что никто не успевал его заметить, путал следы, убивал тех, кто казался ему предателем. Единственными, кому он пока еще доверял, стали братья Роберт и Чарли Форды. Он не знал, что губернатор Миссури Криттенден уже пообещал братьям за устранение Джеймса солидный куш и индульгенцию по всем преступлениям.
© The James-Younger Gang of Missouri [facebook]
Плакат о розыске банды Джесси Джеймса

… 3 апреля 1882 года Джесси Джеймс и братья Форды, проверив план очередного налета за завтраком, готовились к отправлению "на дело". День был жаркий, Джесси снял пальто, кобуру и хотел было выйти из дома, как вдруг заметил, что картина, висящая на стене, запылилась. Он встал на стул, чтобы протереть ее, и через несколько секунд в доме Джеймсов в Сент-Джозефе прогремел выстрел. Пуля попала в затылок, прибежала Зерельда, но Джесси был уже мертв…

Отпечатки посмертной фотографии продавались по $2 и попали на обложки всех газет и журналов. Толпы людей стекались в морг посмотреть на тело Джесси Джеймса на специальном ледяном ложе. Один богач предложил губернатору выкупить труп за $50000, чтобы показывать его в цирке. Фотография, сделанная в морге, продавалась в аптеках и мелочных лавках и входила в набор для стереоскопов наряду со снимками Сфинкса, Тадж-Махала и Римских катакомб. Отверстие от пули в доме в Сент-Джозефе увеличилось в несколько раз – каждый хотел унести кусочек стены в качестве сувенира. Семья погибшего вскоре переехала в Канзас, где их поддерживал Томас Криттенден, сын того самого губернатора Миссури, который отдал приказ об устранении преступника.
© public domain
Открытка с изображением похорон грабителя Джесси Джеймса

Боб Форд поначалу был очень горд собой и заставил губернатора во всеуслышание объявить его имя. Каково же было удивление Форда, когда его вместе с братом обвинили в убийстве первой степени и приговорили к повешению. Потом, впрочем, оправдали, но в награду за свое предательство Боб получил всего 500 долларов. "Человек, который убил Джесси Джеймса" (так написано на его могиле) зарабатывал тем, что фотографировался с желающими и инсценировал свой "подвиг" – Чарли Форд в роли Джеймса снова и снова "вытирал" картину на сцене, ожидая хлопка выстрела холостым. Чарли покончил с собой в 1884 году, а Боб Форд, пережив первое покушение на себя, окончательно осознал, что для Америки он не герой, а трус и убийца. Через несколько лет он направился в Колорадо, где открыл салун и где впоследствии был убит. Застрелившего его О’Келли, кстати, приговорили к пожизненному заключению, но в его поддержку поступило столько писем, что срок сократили до 18, а затем – до 8 лет.

Джесси Джеймс же как был, так и остается любимым героем Америки. Сразу после его смерти поползли слухи и о том, что он выжил, которые развеялись только в 1995 году после эксгумации останков. Пробы ДНК, которые сравнивались с ДНК его родственников, подтвердили, что в могиле был погребен сам Джесси Джеймс.

В сентябре на родине грабителя в Миссури проводится большой фестиваль, посвященный Джесси Джеймсу – с поеданием барбекю, родео, соревнованиями по стрельбе, карнавалом и парадом. В Сент-Джозефе, заплатив 4 доллара, можно попасть в тот самый дом, где убили Джеймса – теперь там музей.

Джесси Джеймс: суровый Брэд Питт или душка Колин Фаррелл?


История Джесси Джеймса – излюбленный сюжет кинематографистов. Всего снято почти 30 экранизаций, в первых из которых - "Джесси Джеймс под Черным флагом" и "Джесси Джеймс вне закона" – в 1921 году грабителя сыграл его старший сын Джесси Джеймс-младший. Позже Джеймса играли Клейтон Мур ("Джесси Джеймс возвращается"), Роберт Дюваль ("Великий налет на Нортфилд") и многие другие. Одной из лучших экранизаций считается классический вестерн "Джесси Джеймс. Герой вне времени" 1938 года, в котором сыграли Тайрон Пауэр (Джесси Джеймс), Генри Фонда (Фрэнк) и Джон Кэррадайн (Боб Форд).

Обратить внимание стоит на свежие экранизации - "Американские герои" 2001 года и "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса" 2007 года, в которых главные роли достались Колину Фарреллу и Брэду Питту соответственно.
© Morgan Creek Productions
Кадр из фильма "Американские герои"

В этих двух лентах настолько разный подход к жизни знаменитого грабителя, что их можно смотреть одну за другой для лучшего сравнения. "Американские герои" (режиссер Лес Мэйфилд) - романтическая версия событий, где Колин Фаррелл создает образ обаятельного и благородного бандита, которого поддерживает не менее благородный, но гораздо более интеллектуально развитый брат (Гэбриел Махт). Джесси Джеймс смел и отчаян, он весело скачет на коне сначала на полях сражений за родину, потом – в борьбе с подлой железой дорогой, на которую работает Пинкертон (его в картине сыграл колоритный Тимоти Далтон). Параллельно Джеймс успевает крутить роман с местной красоткой Зерельдой - эта роль досталась звезде "Пункта назначения" Эли Лартер.

Нет сомнений в том, что главное зло здесь – владелец рельсов и паровозов Тадеус Рейнс, который в погоне за наживой обирает и вешает бедных фермеров. Погонь, патетических речей, торопливых поцелуев с блондинкой-невестой и Колина Фаррелла, исполняющего трюки, тут в изобилии. Грабя банки, Джеймс не забывает широко улыбаться и отпускать шуточки. Он принципиально избегает убийств, уговаривая преследователей сложить оружие примерно так: "Сэр, вы можете поступить разумно или сглупить. Сделайте правильный выбор!". Когда же такой метод не действует, душка Джесси Джеймс, глядя на труп, трогательно оправдывается: "Если бы нам сразу отдавали деньги, убивать приходилось бы гораздо меньше". Поразительно, но о Бобе Форде здесь ни слова, и трагическая история грабителя здесь заканчивается счастливо для всех – и для Джеймса и его друзей, и даже для "на лицо ужасного, доброго внутри" Пинкертона. И все это, кстати, под саундтрек Моби.
© Morgan Creek Productions
Кадр из фильма "Американские герои"

Сам исполнитель главной роли не скрывает, что его киногерой имеет мало общего с реальным прототипом. "Это всего лишь романтизированная версия событий прошлого, - объяснял Колин Фаррелл в одном из интервью. – Мы не ограничивали себя историческими фактами, а просто брали и делали то, что написано в сценарии на страницах с 1-й по 100-ю". Зато Фаррелл гордится проделанной работой по части трюков с оружием и лошадьми, которые актер исполнял сам: "Мне кажется, зрителям приятно будет увидеть, что в седле не дублер".

"Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса" - совсем другое дело. Этот фильм, снятый режиссером Эндрю Домеником по одноименному роману Роя Хансена, считается самой правдивой версией. В ленте показан приближенный к реальному образ Джесси Джеймса - потомки грабителя, к слову, отметили актерские работы двух исполнителей главных ролей Брэда Питта и Кэйси Аффлека, который и сыграл трусливого Боба.

Лента длится почти три часа и неторопливо повествует о последних месяцах жизни Джесси Джеймса. Загнанный в угол, он вынужден вместе с семьей скрываться от правосудия, доверяя свою жизнь тем, кому сам не верит ни на грош. Джесси Джеймс мучается подозрениями, проверяет "на вшивость" каждого из подельников – и, в общем, не зря. Роберт и Чарли Форды, у которых остановился Джеймс, понимают, что при таком раскладе их смерть от рук Джесси Джеймса лишь вопрос времени, и решаются на сотрудничество с властями, чтобы и живыми остаться, и заработать награду и звание героев. Вся ответственность за это решение лежит на младшем из Фордов – Бобе. Когда-то он был без ума от Джесси Джеймса и мечтал попасть в его банду, чтобы плечом к плечу стоять рядом со своим кумиром. Но постепенно Джесси падает в глазах Форда: он уже не тот легендарный неуловимый разбойник, а всего лишь человек – жестокий, умный и расчетливый, но растерянный и предвидящий свой скорый провал.
© Alberta Film Entertainment/Jesse Films Inc.
Кадр из фильма "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса"

Многим фильм может показаться скучным и затянутым – здесь нет ни драк, ни динамичных перестрелок, а все внимание приковано к героям, их внутреннему состоянию и переживаниям. Психологическое сражение между Джесси Джеймсом и Бобом Фордом – главная ценность картины. Пока Джеймс пытается решить, действительно ли доверять тому, кто называет его своим кумиром, тот гниет изнутри, оправдывая свое будущее предательство всеми возможными способами.

Сцена убийства – конечно, самая важная в фильме. Боб Форд уже знает, то убьет Джесси, а Джесси уже знает, что даст себя убить. Медленно-медленно он встает на стул и поворачивается спиной, давая Форду возможность выстрелить и буквально чувствуя затылком, как приближается пуля. "Я убил Джесси Джеймса", - Боб Форд летит давать телеграмму губернатору, но уже понятно, что "человек, который убил Джесси Джеймса", обрек себя на вечный позор.

Роль Джесси Джеймса – любимая в карьере Брэда Питта. За нее он получил в Венеции Кубок Вольпи как лучший актер. Питту действительно удалось показать величие и жестокость своего героя, а также с блеском продемонстрировать резкий южный акцент, которым он наградил Джесси Джеймса. "Он так устал скрываться под чужими именами, - говорил о своем герое актер. – Но главное, я думаю, в том, что он не мог справиться со своей собственной легендой". Кроме того, Питт признавался, что он гордится тем фактом, что родился в тех же местах, что и Джесси Джеймс. "Он - народный герой, и там множество всяких мест и музеев, посвященных Джеймсу, но я никогда не думал о том, что могу сыграть его, пока не прочел сценарий. Этот фильм препарирует миф о Джесси Джеймсе и его убийце Роберте. Мне было бы неинтересно сняться в простом вестерне – хорошие снимали и до нас, но тут ведь совсем другое".
© Warner Bros. Pictures
Брэд Питт в роли Джесси Джеймса "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса"

Кейси Аффлек тоже получил свою долю признания – за роль Боба Форда актер получил номинации на "Оскар" и "Золотой глобус", а также премию Национального совета кинокритиков США. "Мне кажется, что он был рожден, чтобы сыграть эту роль", - говорил о Кейси автор литературной основы, работавший и над сценарием, Рой Хансен. Сам же актер признавался, что готовиться к роли ему помогала единственная сохранившаяся фотография Боба Форда. "Я пытался найти информацию о нем, но ее очень мало. Пытался поговорить с родственниками Форда, но не смог даже выяснить, кто действительно является ими, а кто лжет. - говорил Аффлек. – Единственное, что я смог найти – его фотографию, и она мне очень помогла, потому что на ней у Форда прямо-таки говорящее лицо. Он позирует с оружием в руках, на его лице будто лучи рассвета. Он держится несколько смущенно, но в то же время гордо и еще так, как будто недавно встал с постели. Ну и, конечно, мне в помощь был книга и режиссер Эндрю Доменик, который накопал кучу информации о героях".
© public domain
Роберт Форд, убийца Джесси Джеймса

Аффлек считает, что жизнь Боба Форда после убийства – это невероятная история. "Не понимаю, почему об этом не рассказали раньше. Это просто поразительно, ведь Боб Форд почти стал героем, снова и снова проигрывал убийство на сцене. А потом страна повернулась к нему другой стороной – тяжело ему пришлось, могу представить. Он ведь хотел признания, а у него землю выбили из-под ног. Боб нигде не мог спрятаться от своей славы – даже в маленьком городке, где он осел, ему на дверь вешали дохлых кошек и клеймили предателем. Только он откроет свое дело, так тут пожар, его выживут из одного города – в другом все повторится снова. Надо отдать ему должное: Боб Форд никогда не сдавался, не отступал ни на дюйм. Он продолжал идти вперед, он был непреклонен…"

Автор - Елена Костомарова



Евротур


Проект Weekend продолжает цикл историй об известных грабителях прошлого и рассказывает, кто из знаменитых актеров воплотил их образы в кино. В Европе есть свои герои криминала – итальянец Лучано Лутринг и бесстрашный француз Жак Мерин.

"Солист на автомате" Лучано Лутринг


Знаменитый итальянский грабитель банков Лучано Лутринг прославился тем, что носил оружие в футляре для скрипки. Его родители мечтали вырастить из него известного скрипача, но Лутринг приспособил футляр для инструмента для более приземленных целей, за что получил прозвище "солист на автомате".

Лутринг родился 30 декабря 1937 года в Милане и вовсе не мечтал стать преступником. Свое первое ограбление он совершил случайно: зашел на почту оплатить счет, а клерк заметил у него за поясом револьвер, купленный просто так, на всякий случай, и, недолго думая, выложил все имевшиеся в отделении деньги – грех было не взять!

Всего Лучано Лутринг ограбил около сотни итальянских и французских банков на сумму 35 миллиардов лир и доставил множество неприятностей полиции обеих стран. В прессе его называли последним романтиком – грабитель принципиально старался обходиться без жертв. В 1965 году Лутринга арестовали во Франции и приговорили к 22 годам тюрьмы. Но в заключении Лутринг провел чуть больше половины срока – 12 лет. Сначала его прошение о помиловании удовлетворил президент Франции Жорж Помпиду, а в 1977 году с этим решением согласился и глава Италии Джованни Леоне.
Грабитель Лучано Лутринг, 2009 год

Выйдя из тюрьмы, Лучано Лутринг начал вести образ жизни законопослушного гражданина и никогда больше не был уличен даже в крохотном преступлении закона. Бывший грабитель поселился в итальянской деревушке, где стал писать картины и книги о своей интересной жизни. Лутринг умер совсем недавно – в мае 2013 года.

Как раз по его автобиографии в 1975 году был снят фильм "Цыган" с Аленом Делоном в главной роли. Его герой - Уго Сеннар по прозвищу Цыган - вынужден кормить свой табор, зарабатывая грабежами. Уго - одинокий волк, бунтарь, которому не нужны ни друзья, ни женщины, ни деньги, обреченный на вечные скитания. Лишь благородная месть за свой вечно гонимый народ и тоска сквозят в его взгляде, который, впрочем, он то и дело прячет за стильными "авиаторами". "Я, как и ты, немного больной", - изливает он душу случайному мальчику у реки, но однажды судьба сводит Цыгана с коллегой по цеху, бандитом Яном, который, как и Цыган – лакомая добыча полиции…

Эта картина – не лучшая в карьере Алена Делона, но остросоциальная тема и роскошные усы печального героя принесли ей зрительский успех.
Кадр из фильма "Цыган"

"Человек с тысячью лиц" Жак Мерин


Еще один усатый европеец, который не давал полиции ни сна, ни отдыха - Жак Мерин – легенда французского криминального мира, промышлявший грабежами, убийствами и киднеппингом.

2 ноября 1979 года Жак Мерин в парике и с фальшивой бородой ехал в своем BMW по дороге в Порт-де-Клинанкурт. Он планировал провести выходные в Нормандии со своей возлюбленной и меньше всего ожидал, что из кузова соседнего грузовика вдруг высыпется целый отряд полицейских. Через несколько секунд в Мерина всадили 14 пуль, а его подругу, сидевшую на пассажирском сиденье, тяжело ранили…
Портреты Жака Мерина в разных костюмах для изготовления поддельных документов, найдены в его доме в Париже

Начальник полиции, отвечавший за операцию, впоследствии клялся, что он лишь пытался арестовать Мерина. Семья же и адвокат преступника настаивали, что стражи порядка стреляли без предупреждения. Впрочем, Жак Мерин и сам всегда шутил, что полиция должна сначала стрелять, а потом задавать вопросы. Одно было ясно без слов: к 2 ноября 1979 года, после 20 лет ограблений банков, убийств и похищений людей в шести странах, четырех побегов из тюрьмы, двух автобиографических книг и десятка драматичных интервью для прессы, французское государство было сыто по горло Жаком Мерином.

Жак начал свою карьеру мелким уголовником, а закончил как самый разыскиваемый преступник Франции, самопровозглашенный анархист. В последние месяцы он вел личную войну против президента Валери Жискар д'Эстена и "буржуазного" государства. Он оправдывал свои преступления жестокостью правительства и тюремных надзирателей, с которой Жаку приходилось сталкиваться лицом к лицу.

Жак Мерин вырос в пригороде Парижа и в детстве восхищался книгами и фильмами об американских гангстерах. Позднее, находясь в тюрьме, он написал автобиографию, в которой представил себя как "камикадзе преступления".

"Воровство становится наркотиком, - писал он. – Ограбления совершают не из-за денег, а ради острых ощущений. Ваш выбор – перейти черту, ведь обратно дороги нет. Терять нечего, и единственный шанс победить – идти ва-банк".

Как объяснить жестокость Мерина, который в общей сложности убил четыре десятка человек? Родители винят войну в Алжире, в которой Жаку довелось принять участие. "Он приехал оттуда совсем другим человеком", - рассказывал отец преступника.

По возвращении с войны он связался с криминальными кругами Парижа и начал совершать кражи со взломом. Женился на застенчивой испанской девушке, которая родила ему троих детей, но через несколько лет ушла, не выдержав жестокого обращения и разгульного образа жизни мужа.
Портрет преступника Жака Мерина и партия боеприпасов и оружия, найденные в его доме в Париже

В 1968 году, преследуемый властями, он бежал в Канаду со своей новой подругой и сообщницей Жанной Шнайдер. Они устроились на работу прислугой к миллионеру-инвалиду Жоржу Делурье, а затем похитили его, потребовав выкуп. Миллионеру удалось освободиться, а "французские Бонни и Клайд" бежали в США, где вскоре были арестованы и депортированы обратно в Квебек. Мерину дали 10 лет тюрьмы, его возлюбленной – 5. Но в 1972 году он совершил невозможное - сбежал из канадской тюрьмы строгого режима, славившейся своей железной дисциплиной.

Мерина называли "человеком с тысячью лиц" за поразительные способности к маскировке. Используя парики, грим, очки и шляпы, он вернулся во Францию и продолжил серию налетов на банки.

"Некоторые люди любят гольф или лыжи. Мой способ расслабиться - вооруженное ограбление", - говорил он.

Он был еще раз арестован в марте 1973 года и сбежал из здания суда в Компьене, взяв в заложники судью. После этого Мерин стал французской национальной знаменитостью, "врагом общества номер один". К августу 1978 года полиция сформировала специальное подразделение, задачей которого стала поимка Мерина, но это не помешало грабителю за несколько месяцев до своей гибели, 21 июня 1979 года, похитить миллионера Анри Лельевра и получить за него выкуп в 6 миллионов франков.
Французская полиция с улыбкой позирует перед местом убийства Жака Мерина, Париж, 1979

Дилогия "Враг государства №1" с Венсаном Касселем в роли Жака Мерина снята по книге "Смертельный инстинкт", написанной самим грабителем в тюрьме и опубликованной в 1977 году.

"Одни считали Жака Мерина простым убийцей, другие – Робин Гудом, - объяснял режиссер Жан-Франсуа Рише. - Он не был ни тем, ни другим, и это то, что меня восхищает в нем. Мои фильмы рассказывают о событиях не с позиции полицейских отчетов. Это история парня из Клиши, который хотел исполнить свои мечты и написать собственную легенду, но оказался в ловушке, из которой нет выхода".

Съемки первой и второй частей проходили во Франции, Канаде, Соединенных Штатах, Испании, Великобритании и Алжире — всех странах, где пролегал путь Жака Мерина и были закончены в январе 2008 года.

Венсан Кассель впервые прочел сценарий в 2002 году, но тогда он показался ему "черно-белым", лишенным необходимых оттенков. Понадобилось пять лет на то, чтобы авторы переписали сценарий, а актер понял, что роль действительно стоящая.

"В первой версии сценария он был представлен героем. Мерин - тип экстраординарный, он осмеливался вытворять такое, что никому другому не пришло бы в голову, но он далеко не герой. В его характере много негативных, темных сторон. Это тип, к которому испытываешь одновременно восхищение и отвращение, - говорил актер в одном из интервью. - Я пошел на риск и сблефовал, как в покере, отказавшись от роли, если сценарий не будет изменен. Мне повезло, я выиграл".
Кадр из фильма "Враг государства №1"

Выиграли в итоге все участники съемочной команды: обе двухчасовые серии фильма имели огромный успех у публики. Картина получила 10 номинаций на "Сезар", из которых взяла три награды – за лучшую мужскую роль, режиссуру и саундтрек.

Специально для роли Жака Мерина Кассель поправился на 20 килограммов, которые в комплекте с усами обеспечили максимальное сходство с прототипом. Правда, актер утверждает, что сходство только внешнее: "Мерин похож на зверя, который становится опасен, когда его загоняют в тупик. Я могу быть жестким, но не опасным. Я выплескиваю темперамент в определенной ситуации, а потом об этом забываю. Мерин функционировал совсем по-другому: он был способен планировать и осуществлять опасные налеты и прибегать к жестоким методам, вплоть до пыток".

"Этот тип - клубок противоречий: он был опасным бандитом, мачо, расистом и одновременно отличался щедростью, воображением и талантом. И к тому же он был блестящим оратором. Настоящий хамелеон, способный с легкостью менять свою внешность и манеры. Мне хотелось сыграть его негодяем, по мере знакомства с которым зритель начинает испытывать восхищение и даже чувство запретной любви".

Автор - Елена Костомарова

info [Профиль]  [ЛС] 

post 14-Июл-2013 23:10 (спустя 7 дней) [-]0[+]

Топик был перенесен из форума Кино в форум Обзоры / Авторские статьи

Astaroth
 
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 01-Окт 23:34

Часовой пояс: GMT + 4



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы