Дополнительная информация: Рецензия к игре Kabus-22
Квесты умерли, но живы. Адвенчуры умерли, но тоже живы. Забавно, но многие думают, что игры разучились пугать людей, и их хватает только на «страшные» картинки и выскакивающих из-за угла монстров. Выходит тихая такая игра от (оцените!) турецких разработчиков и всем доказывает, что пугать можно. Несмотря на странных размеров бюджет. Вот и получается – купил из-за бредового названия Kabus 22, чтобы хорошенько посмеяться, а в итоге приходится отмывать табуретку.
Сюжет кажется заезженным и нестандартным одновременно. 1995 год. Неизвестный паломник несёт людям особое учение, дающее богатство, славу и счастье. До самого конца жизни радость не оставит принявшего новую религию, достаточно лишь поклясться в верности. Пророк, несущий в мир пока что видимое благо, не раскрывает лица и приумножает свою армию, вскоре восстающую против остального мира. Сопротивления практически нет, и вскоре весь мир делится на 22 зоны (отсюда и название игры), управляемые избранными диктаторами. Лишь несколько групп повстанцев отказывается сдаться и где словом, а где вескими свинцовыми аргументами вытаскивает людей из, кажется, настоящего упокоения. Ну не хотят они принимать новую религию, хоть ты тресни.
За начальника одной из таких групп мы играем. Дэмир, красавец-мужчина, очень отважный, плоский и картонный персонаж, во имя справедливости готовый продать даже бабушку. Начинаются наши приключения с необычного телефонного звонка. Приятный женский голос сообщает, что Зона 22 практически полностью очистилась от врага. Просто так, без малейшего предупреждения. Где-то ещё кипят бои, но во многих поселениях люди спокойно ходят по улицам. Решив отпраздновать такое дело в кругу победителей, Дэмир отправляется к ним навстречу, однако находит лишь кучу трупов, кровь и кишки на соснах.
Тут-то и начинается старый добрый Old School. Мы разве не сказали? По принципам геймплея «Кабус» - абсолютный клон Resident Evil. Не унылого компьютерного порта четвёртой части, а пробиравших нас до косточек первопроходцев. Герой так же вращается на месте, не торопится спасать свою шкуру, тратя время на переход в боевой режим, и тыкается носом в каждый угол под ритмичное щёлканье клавиши «действие». Эх, ностальгия!
Интерес просыпается сам по себе, несмотря на откровенно искусственную картинку и отсутствие сколько-нибудь внятных эффектов. В те времена нас пугали не графикой, а атмосферой. И она более чем присутствует.
Всё дело в том, что Kabus-22 плевал на стандарты с высокой колокольни. Здесь полно неубиваемых врагов (эдакие гости из Silent Hill), зачищенная территория рискует заполниться новой партией полуразложившегося мяса (при этом без навязчивого респауна, «как карта ляжет»), и не каждую вещь можно взять без последствий. Вот мы забежали в одинокую комнатку и начинаем методично простукивать стены на предмет ценностей. Убеждаемся, что ничего там нет, кроме одинокой аптечки на полу, подбираем сюрприз и направляемся к выходу, как вдруг экран заволакивает чёрно-белый «шум», колонки взрываются криком, а сквозь тело героя проходит какое-то исчадие. Здоровье портит несильно, но кто заменит ставший коричневым (от выплюнутого кофе) монитор?
И так во всём – стандартная схема «убей их, пока не подошли ближе» осыпается: монстры просто телепортируются на расстояние удара, зажимая в углу и забивая пудовыми конечностями. Кажется, что одолеть таких ребят в силах не какой-то там Дэмир, а разве что Д. Нюкем на пару с Г. Фримэном, однако и этот не лыком шит – умеет в случае чего хорошенько пнуть ногой и таскает целую кучу оружия: от простого пистолета до вполне мощного гранатомёта. Кажется, стандартный набор, но всё меняется, «когда приходят они».
По части головоломок игра более консервативна. В конце концов, не все получат удовольствие от битья лбом о сотни закрытых дверей, подбора ломиков и ключей, помогающих попасть в следующую локацию. После волнующего, адреналинового экшена чувствуешь себя не в своей тарелке.
***
Вроде бы и кустарно, нереалистично, а пугает. Управление турецкое (в обоих смыслах), геймплей то удивляет, то призывает смачно зевнуть. Звук явно писался в подвале на микрофон за 10 евро, но подходит идеально. И когда понимаешь, что игра удалась, просыпается атмосфера нелепого чуда из деревяшек и клея, всё-таки взлетевшего выше профессионально слепленных «кукурузников».