К странице... |
---|
Одиннадцать фильмов о футболе [Кино / Обзор]
Список форумов Tapochek.net » Новости » Новости в сети » Обзоры / Авторские статьи |
|
Автор | Сообщение |
---|---|
Одиннадцать фильмов о футболе 12 июня в Бразилии стартует чемпионат мира по футболу. Столь знаменательное событие мы отмечаем подборкой фильмов о спорте номер один, которые представлены странами-участницами. В стартовом составе нашей «сборной мира» — одиннадцать работ из разных уголков планеты. БРАЗИЛИЯ «ЭЛЕНО», 2011, реж. Хосе Энрике Фонсека Импрессионистский биопик о легендарном форварде «Ботафого» и сборной Бразилии Элено де Фрейтасе, рассказанный через воспоминания героя, умирающего от сифилиса в психиатрической лечебнице. Элено сильно не повезло с эпохой. Его личный рассвет пришёлся на сороковые годы, когда футбол в силу объективных причин был исключительно внутренним культом Южной Америки. Сияй его звезда в следующем десятилетии, как это было с поколением первых бразильских чемпионов мира во главе с Гарринчей, следующим великим в «Ботафого», и Пеле, которого смертельно больной Элено видит только на экране, этот фильм обязательно бы пошёл на экспорт, а не остался потаённым сокровищем ценителей латиноамериканского кино. Мастерскую — местами даже неожиданно авторскую, как для кино про футбол — режиссуру Хосе Энрике Фонсеки и шикарную чёрно-белую картинку в «Элено» сжирает Родриго Санторо. За такие роли в Америке, не глядя, отправляют в «оскаровскую» номинацию, а при маломальских усилиях условного Харви Вайнштейна отгружают статуэтку и провозглашают новой «латинос»-звездой, что случилось, например, с его испанским коллегой Бардемом. Санторо, конечно, не так фактурен, да и профиль у испанца поэпичнее, но в «Элено» он творит чудеса. Де Фрейтас был более-менее отвратительным человеком: эгоистом, психом, наркоманом, бабником и, как бы сейчас сказали, «светским персонажем» в самом негативном смысле этого слова. Но есть и другая сторона — самородок, идеалист, икона, великомученик от футбола, сгоревший из-за силы своего гения, великого и разрушительного. АРГЕНТИНА «МАРАДОНА», 2008, реж. Эмир Кустурица Испано-французский по паспорту и сербский по отцу, но исключительно аргентинский по духу фанфик-трибьют, посвящённый Диего Армандо Марадоне. Так и должно выглядеть идеальное признание в любви от большого футбольного фаната — страстно, жарко, во всю глотку и нескрываемо пристрастно. Кустурица смешивает долгие интервью с их совместными путешествиями, эпизодами из своих балканских работ, которые рифмует с фактами его биографии, довольно навязчивой флэш-анимацией и странными обрядами реально существующей «марадонианской» церкви. Здесь не жалеют очевидных, но сочных эпитетов: Марадона — панк от футбола, ковбой, революционер, баловень судьбы, святой и грешник. Кустурица не роется в складках королевской мантии Марадоны. Тот её хоть и прячет иногда под футболку, но никогда не снимает, не мешая своему другу-режиссёру полировать его харизму до зеркального состояния. Сделать в такой интонации рассудочный анализ невозможно — и автор восхищённо верит каждому слову и позволяет Диего вспомнить всех врагов (мировой империализм, Америку, Англию, ФИФА, президентов итальянских клубов с севера, Жоао Авеланжа) и кумиров — Че, Кастро, Чавес, родителей. Важно при этом другое: оба, и Марадона, и Кустурица, давно заслужили право на такое вот высказывание и от души — это видно — участвуют в работе. Первый излучает величие, второй восторженно и смиренно греется в его лучах. ФРАНЦИЯ «ЗИДАН: ПОРТРЕТ 21-ГО ВЕКА», 2006, реж. Дуглас Гордон, Филипп Паррено Полуторачасовая хроника матча чемпионата Испании, который состоялся 23 апреля 2005 года на «Сантьяго Бернабеу»: «Реал» против «Вильярреала». Абсолютно рядовая, ничего не решающая игра, если бы два больших современных художника, специализирующихся на видеоинсталляциях и экспериментах с медиасферой, шотландец Дуглас Гордон и француз Филипп Паррено, не взялись в этот день снять фильм о Зинедине Зидане. Они затащили на стадион семнадцать камер (в том числе, две — с беспрецедентно мощным оптическим зумом, взятые напрокат у американских военных) и направили их на великого французского плеймейкера — от первого касания до финального свистка. И неважно, в какой части поля в этот момент находится мяч. Художественный приём, на котором строится «Портрет 21-го века», Гордон и Паррено подсмотрели у немецкого режиссёра Хельмута Костарда, в 1970-м году снявшего в режиме реального времени «Футбол, как никогда прежде» о Джордже Бесте. Фильм получился явно не про то, что Зидан играет практически без брака. Это вообще не видеопособие и не учебник — хороший кусок времени футболист просто вытирает пот, сплёвывает, бросает какие-то междометья партнёрам по команде и судье и трусит по газону фирменным спотыкающимся аллюром. «Зидан» — акт искусства и медитация, фреска, живопись по сырой штукатурке, поставленная и выполненная сверхзадача уловить, нащупать в этой, как кажется, механической последовательности действий тонкие места, где гений рвёт материю ремесла. ГЕРМАНИЯ «БЕРНСКОЕ ЧУДО», 2003, реж. Зёнке Вортманн 1954 год. Канун чемпионата мира по футболу в Швейцарии, куда в составе немецкой сборной едет лучший игрок провинциального «Рот-Вайсс Эссен» Хельмут Ран. Форварда боготворит щуплый 11-летний Маттиас, которого Ран всюду таскает за собой, как талисман. Тем временем у мальчугана дома резко меняется обстановка: из советского плена возвращается отец. Адаптация идёт со скрипом. Прежде чем стать добрым и тёплым (с поправкой на немецкий темперамент) и отвезти Маттиаса на финал в Берн, суровый, страдающий поствоенным синдромом дядька изведёт всю родню (старший сын и вовсе сбежит в ГДР). Пока папе плохо, Ран греет банку, а пацан ставит свечку, чтобы Хельмута выпустили на поле. Германия тогда выиграла своё первое чемпионство, обыграв в финале непобедимую сборную Венгрии 3:2. Хельмут Ран забил два победных гола. «Бернское чудо» можно смело советовать всем ремесленникам от кино, как пример сокрушительной победы формул над вдохновением. Это такое немножко бессовестное «народное» кино, которое есть в любом национальном кинематографе. Оно необходимо — как таблетка счастья и вакцина патриотизма. Сюжеты для него отбираются только однозначные и беспроигрышные, с правильным положительным зарядом. Потом с помощью профессиональных драматургов их загоняют в категорию мифа, и на выходе получается надежное, уверенное в своих силах и чувствах кино, где по несколько раз на медицинских весах перевешивают все ингредиенты. Они здесь отборные: спортивный подвиг лежит рядом с историей неудачника, трогательная история взросления невозможна без проговаривания важных семейных ценностей, чудесное спасение марширует с Великой Победой, а дорогие интерьеры швейцарских отелей напоминают, что жизнь прекрасна. Чтобы смотреть такие фильмы, нужна крепкая натренированная глотка. Иначе можно и подавиться — комы в горле здесь увесистые. ИРАН «ОФСАЙД», 2006, реж. Джафар Панахи Тегеран. Матч за выход на чемпионат мира по футболу 2006 года между Ираном и Бахрейном. На стадион шумно, но стройно стекаются болельщики. Только мужчины — слабому полу вход строго запрещён. Несколько отважных девушек, переодевшись в мужское, пытается проникнуть на стадион. Армейские без лишнего шума — на матче присутствуют иностранные журналисты — отлавливают их и сгоняют на охраняемую площадку прямо за трибунами. Там несчастные уговаривают стражей порядка хоть глазком взглянуть на поле или хотя бы комментировать происходящее, а те боятся, что в случае небрежного исполнения приказа останутся в армии на всю жизнь. Правительственные цензоры уже лет пятнадцать не пускают работы Джафара Панахи в национальный прокат, а в 2010-м наконец созрели — помогла его политическая активность — на официальный арест, тюремное заключение, 20-летнее отлучение от профессии и запрет выезжать из страны. Две его последние работы, «Это не фильм» и «Закрытый занавес», делались уже нелегально, в обход запрета. «Офсайд» же вышел в 2006 году и был последним «официальным» фильмом Панахи. По жанру это комедия, причём всю дорогу уморительно смешная. Опальный режиссёр с боевой биографией и большим фестивальным опытом (у него есть награды всех кинофестивалей большой тройки — Берлинского, Каннского и Венецианского) рефлексирует об ошибках в иранской матрице, но не позволяет гневу сковывать его движения. В фильме нет ни одного отрицательного героя — Панахи любит всех. Даже самого лютого человека в форме можно понять: на стадион действительно нельзя — там разгорячённые мужчины и мат. Случайный старик в автобусе говорит об этом в самом начале фильма: «болеть» он любит, потому что ему нравится проклинать всех и всё — такая разрядка. Трясущийся от негодования отец хочет успеть перехватить дочь до стадиона, так как там её просто убьют. Самая бойкая из девиц ставит охранника в тупик вопросом, почему японки могут посещать матчи, а она нет. Со страной, что ли, не повезло? Всё это подано через пулемётную очередь классно придуманных эпизодов — в автобусе; при аресте, когда солдат просит у девушки мобильный и звонит своей любимой, а та перезванивает и ревнуют, чей это номер; в «отстойнике»; в туалете: на стадионе только мужские, а девушке надо — переволновалась; в полицейском автобусе — со слезами и бенгальскими огнями. МЕКСИКА «РУДО И КУРСИ», 2008, реж. Карлос Куарон Практически народное мексиканское кино, сказка-притча и не очень культурный обзор местности, всё чаще её изнанки. Жили-были два брата — Тато (Гаэль Гарсия Берналь) и Бето (Диего Луна). Жизнь самая что ни на есть сельскохозяйственная: большая семья, крыша над головой, работа на банановых плантациях и пыльное футбольное поле по выходным. Однажды по пути на «поляну» парни знакомятся с залётным футбольным скаутом, который после небольшой и не очень честной лотереи забирает героя Берналя в клуб. Позже в лигу подтянется и брат. Таблоиды дадут им клички «Курси» (цепкий) и «Рудо» (жестокий). Рудо станет лучшим бомбардиром лиги, увязнет в гламуре и разорится, а Курси накроет волна кокаина и азартных игр. В конце все счастливы, но с большими потерями, материальными и физическими. Страсти и сюжетные ходы здесь все до одного очень латиноамериканские: есть кокаин, бананы, футбол, трущобы, особняки, белые костюмы и шляпы, петушиные бои и жгучие красавицы. На каждой опасной сюжетной развилке — категорически неверно принятое решение, зато от души. Берналь и Луна играют в национальной традиции. Это в Европе и Америке они предстают такими слегка лунными героями-чудаками, а в «Рудо и Курси» машут руками, чеканят слова по всю мышечную массу лица, а Диего так и вовсе носит замечательные усы, делающие его похожим на грузинского почтальона. РОССИЯ «ГАРПАСТУМ», 2005, реж. Алексей Герман-младший 1914 год. В Сараево убит Франц Фердинанд, а в Санкт-Петербурге братья Николай и Андрей (Евгений Пронин и Данила Козловский) «горят» футболом, ежедневно вымазывая в грязи свои белые рубашки в дворовых баталиях. В организованную здешними англичанами команду они не попадают — и решают «построить стадион, войти в Лигу, немцев обыграть — отец будет рад». Проверенный временем российский арт-хаус — медленный в движениях, немногословный и благородно скучный. Футбол для Германа-младшего — не самоцель, а действенная метафора времени, которому посвящён фильм. Принципиально, что игра это дворовая (во «взрослую», к англичанам, вход закрыт) и скоротечная — толкотня, грязь, скудный кодекс правил, азарт и напор вместо командных действий. Время на исходе: «тикает что-то», «небо падает». За окном — апокалипсис. Организм его ещё не принял: жизнь бьётся то нервными всполохами, то погружается в свинцовый туман. ИТАЛИЯ «УЛЬТРАС», 1990, реж. Рики Тоньяцци Вожак бригады ультрас футбольного клуба «Рома» по кличке Принц (Клаудио Амендола) возвращается из тюрьмы, где провёл два года. За это время его любовь Чинция (красавица Джуппи Иццо) сошлась с его лучшим другом и «братом по оружию» Редом (Рикки Мемфис), с которым собирается зажить тихой семейной жизнью вдали от футбольного безумия. Предстоит выезд в Турин. На матч едут всей старой бандой, прихватив 11-летнего брата Чинции. Ред всю дорогу — которая занимает львиную долю хронометража — собирается с духом, чтобы рассказать Принцу об их с Чинцией планах, но сделать это в набитом орущими «тифози» поезде крайне сложно — да и по-человечески страшно. Итальянцы — даром что футбольная сверхдержава — к фильмам о спорте номер один подходят исключительно легкомысленно и меркантильно. За редким исключением это калейдоскопичные спортивно-бытовые комедии, за которыми не видно того огня, что извергают болельщики на стадионах. «Ультрас» — попытка запечатлеть на плёнке эту биомассу до того, как она достигнет точки кипения. Рики Тоньяцци старательно накаляет атмосферу «околофутбола», несколько раз даже кажется, что фильм вот-вот «рванёт». Но, начав с дурацкой фальшивой сцены, которая, скорее, подошла бы фильмам Тинто Брасса, Тоньяцци даёт знать, что он плут с небольшим кредитом доверия. Здесь есть верная формула. Тоньяцци совершенно прав, что в лучших фильмах о футболе самого спорта — чайная ложка. Футбол маячит на периферии: то в телевизоре, то на ток-шоу, то за воротами тренировочной базы, куда не пускают, то на фанатских открытках. Но знание не освобождает от ответственности: «Ультрас» хотелось бы назвать экспрессивным и драматургически обоснованным, но фильм — картонный и предсказуемый. Безусловно, на нём лежит тяжёлое бремя «парикмахерско-синтезаторного» кинематографа конца восьмидесятых — начала девяностых, но это всё, конечно, оправдание в пользу бедных, тогда тоже снимали хорошие фильмы. ИСПАНИЯ «ВЕЛИКИЙ МАТЧ», 2006, реж. Херардо Оливарес Три параллельные новеллы из глухих уголков планеты. События происходят за несколько часов и во время финала чемпионата мира 2002 года, когда Бразилия обыграла Германию. Монгольские кочевники находят общий язык с представителями местной милиции, вкатившими им штраф за подключение к линии электропередач. Табор путешествует исключительно «по проводам», чтобы смотреть телевизор, и теперь должен государству двести тугриков. Женщина в племени индейцев из амазонских джунглей перерезала телекабель. Мужчинам приходится красться к миссионеру, чтобы позаимствовать новый, но и с ним трансляция не задаётся — сигнал слишком слаб, а ручной генератор требует исключительной самоотдачи и силы. Чахлый караван туарегов бредёт по Сахаре с телевизором на горбу одного из верблюдов. Все мысли — только о финале. Удача выезжает из-за бархана в виде нагруженного мешками автобуса. Первые уговаривают вторых подбросить до железной вышки («дерева») и воспользоваться аккумулятором. «Великий матч» — дебют документалиста Херардо Оливареса в игровом кино. Испанец только сбежал из своей стихии, прихватив с собой весь рабочий инструмент. Из-за этого фильм можно легко спутать с антропологической документалкой: все актёры — непрофессионалы, камера лишена авторского фокуса — «холодная», вне зависимости от климата, но въедливая. Главный козырь Оливареса — совсем не испанское (скорее уж, скандинавское) чувство юмора, с которым он рассказывает местами условные, но обаятельные антиглобалистские байки. США «ПОБЕДА», 1981, реж. Джон Хьюстон Майор Вермахта Карл фон Штайнер (Макс фон Сюдов) организует футбольный матч между сборной Германии и командой военнопленных, которых тренирует англичанин Джон Колби (Майкл Кейн), до войны игравший за «Вест Хэм». Немецкие начальники покрывают мероприятие пропагандистскую позолотой, хотя фон Штайнер договаривался исключительно из любви к игре. Принятые в команду заключённые отъедаются на полном пансионе, тренируются и готовят побег прямо с матча, который состоится в Париже. Духоподъёмная история от Джона Хьюстона о необъяснимом сквозняке свободы в очень лояльном концлагере для «союзников». Классик усаживается на свои коронные темы героизма, свободы и командного духа и, не сильно вдаваясь в подробности (за это отвечали подключённые к проекту профессиональные футболисты) и психологию чужого для него спорта, творит почти сказку о самопожертвовании. Место и время для подвига находится практически у каждого: герой Сталлоне сбегает из лагеря, но вынужден вернуться, Колби ставит под удар собственную репутацию, соглашаясь на товарищеский матч с фашистами, основной вратарь ради друзей по команде ломает руку и остаётся вне игры. К работе над «Победой» Хьюстон подходит в ранге незыблемого, но сильно уставшего исполина и работает со сбитым прицелом, перебирая с пафосом и окончательно отмахнувшись от даже лёгкого правдоподобия. АНГЛИЯ «ТРЕНЕР», 2001, реж. Стив Бэррон На третьем году тренерской работы в первом (не высшем) дивизионе Майк Бассетт и его «Норвич» становятся обладателями Кубка. В это время от сердечного приступа умирает тренер сборной Англии, не вынесший провального выступления в отборе на чемпионат мира. Никто из приличных тренеров — ни местных, ни заграничных — не хочет впрягаться в заведомо безнадёжное предприятие. Федерации не остаётся ничего другого, как поставить, в прямом смысле слова, на зеро: назначить главным безобидного профана Бассетта. Тот ведёт равную его идиотизму селекционную работу, бегает за людьми из Федерации, которые от него скрываются, берёт в помощники двух дружков (одного из них приходится уговаривать бросить продажу подержанный корейских авто), горой стоит за устаревшую схему 4-4-2 (потому что других не знает) и изливается на пресс-конференциях засаленным популизмом в духе «Мы — великая нация». На столь безжалостную и бескомпромиссную сатиру, решенную к тому же в приближенном к жизни жанре мокьюментари, имеют право только родоначальники футбола. «Выхватывают» все: родная пресса с комплексом имперской тоски по победам, вечно крайняя федерация, агрессивный британский стиль игры, собственно сборная. Обратка долетает даже до чёртовых аргентинцев с их «рукой Бога», будь она неладна. На самом деле, снимать такое кино можно в единственном случае — имея неиссякаемый запас не желчи, а любви. Авторы низводят себя, а заодно и зрителя, до состояния фанатов-бессребреников, болеющих за самый безнадёжный клуб из подвала какого-нибудь подвального дивизиона. Такие обитает на полупустых, полузаброшенных стадионах, где срывают голос, но верят в чудо, размахивая прапорами клуба в замёрзших руках. Ник Хорнби, описавший этот феномен в замечательном романе «Футбольная горячка», справедливо считал его тяжёлым заболеванием. Люди, снявшие «Тренера», лечат его, прикладывая к больному месту национальное чувство юмора. |
|
14-Июн-2014 02:33 (спустя 2 дня 2 часа) [-]0[+] |
|
27-Июн-2014 03:24 (спустя 15 дней) [-]0[+] |
|
Страница 1 из 1 |
Список форумов Tapochek.net » Новости » Новости в сети » Обзоры / Авторские статьи |
Текущее время: 25-Ноя 02:51
Часовой пояс: GMT + 4
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям Вы не можете скачивать файлы |