Вне конкурса: «Аполлон-13» (1995) Фантастика не может тягаться в достоверности с картиной, снятой по историческим событиям. Поэтому в перечень не вошли фильмы о реальной космонавтике. Но нельзя не упомянуть самый яркий из них — «Аполлон-13», посвященный аварии во время одноименной лунной экспедиции 1970 года. Режиссер Рон Говард даже отправлял актеров в настоящую невесомость, моделируемую на пикирующем самолете. Многие сцены снимали фрагментами по несколько секунд, потом самолету приходилось снова набирать высоту.
10. Космический рейс (1935) На западных сайтах часто пишут, что убедительный с научной точки зрения полет в космос впервые снял Фриц Ланг в фильме «Женщина на Луне». Отдадим Лангу должное: он прежде всех прочих показал невесомость и ракету, относительно похожую на настоящую. Но признать реалистичным фильм, в котором герои гуляют по Луне в шортах, невозможно.
По-настоящему научно достоверный полет на Луну первым показал советский режиссер Василий Журавлев в 1935 году. Консультантом фильма был «дедушка» космонавтики Константин Циолковский, так что по меркам науки тридцатых «Космический рейс» безупречен. Журавлев реалистично показал и невесомость, и низкую лунную гравитацию, не забыл и про скафандры.
Кое-что с тех пор устарело — например, стартовая площадка в виде дуги и антиперегрузочные камеры с жидкостью. Что-то было наивным даже тогда — ну, не мог экипаж первой лунной экспедиции состоять из старика-профессора, неопытной девушки и пионера, пролезшего на ракету зайцем. Но «Космический рейс» заслуживает место в нашем списке как первый фильм, претензии к которому сводятся к мелочам, а не к вопросу «Как люди былых времен могли верить в такую чушь?».
9. Европа (2012) Съемки этого независимого международного проекта обошлись примерно в десять миллионов долларов, «Интерстеллар», к примеру, дороже в шестнадцать раз. Но на качестве «Европы» это почти не отразилось. Графика для такого бюджета приличная, корабль и спутник Юпитера, куда летит экспедиция, вполне убедительны. А съемки на ручную камеру в стиле «найденной пленки» позволили режиссеру замаскировать мелкие недостатки.
В «Европе» есть ляпы, среди которых особняком стоит дурацкое имя русской космонавтки: Катья Петровна. В целом же это твердая научная фантастика ближнего прицела, пусть и вторичная (сценарий написан по мотивам романа Артура Кларка «2061: Одиссея-3»). За основу сюжета взята вполне научная гипотеза о том, что в подледных океанах спутников Юпитера может развиться жизнь. Если верить фильму — еще и плотоядная.
Снят фильм с любовью к науке: члены экспедиции готовы погибнуть, но раскрыть тайну обитателей Европы. Реальные ученые такое кино любят. Неудивительно, что астроном Нил Деграсс Тайсон разрешил использовать в фильме фрагмент своей лекции.
8. Столкновение с бездной (1998) Фильму-катастрофе Мими Ледер не повезло выйти почти одновременно с более дорогим и известным «Армагеддоном» Майкла Бэя, где очень похожий сюжет. И там, и тут к Земле летит астероид, а американцы отправляют астронавтов его взорвать. «Ага, кто-то пытается выехать на славе блокбастера», — подумали многие и не пошли смотреть творение миссис Ледер.
И напрасно. Сюжеты и правда похожи, но «Армагеддон» — развлекательное, смешное и напрочь неправдоподобное кино про спасающих мир придурков, среди которых — русский космонавт в ушанке. А «Столкновение с бездной» относится к теме серьезно.
Здесь президент скрывает новости, чтобы не вызвать панику, и втайне готовит бункеры, чтобы катастрофу пережила хотя бы элита. На борьбу с угрозой отправляют не оболтусов-бурильщиков, а опытных астронавтов. Один взрыв не может остановить астероид, лишь раскалывает его надвое. И концовку «Столкновения» можно назвать счастливой только с натяжкой. Даже от обломков огромного астероида не могут не погибнуть миллионы людей.
7. Гравитация (2013) Драма Альфонсо Куарона о лавине космического мусора стала главным киношным событием 2013 года. Джеймс Кэмерон назвал ее лучшим фильмом о космосе всех времен. «Гравитацию» разбирали чуть ли не покадрово и нашли-таки к чему придраться.
Так, в реальности МКС и станция «Тяньгун» вращаются дальше друг от друга, поэтому герои не могли летать между ними на ранцевой тяге. А в сцене, где героиня Сандры Буллок тянет на тросе героя Джорджа Клуни, не очень понятно, почему астронавта уносит с такой силой. Ученые так и не сошлись во мнении, могло ли это быть, — слишком много факторов следует учесть.
Остальные претензии к «Гравитации» еще мельче. У Куарона был серьезный научный консультант — астрофизик Кевин Грезье, работавший в NASA над исследованием Сатурна зондом «Кассини». Благодаря Грезье недочеты удалось свести к мелочам, заметным только специалистам. А они умеют прощать. Фильм понравился и придирчивому Нилу Тайсону (хотя именно он первым отметил спорные места), и космонавтам, посмотревшим его на МКС — прямо там, где происходят события «Гравитации».
6. Чужая планета (2005) Основой для псевдодокументального телефильма, снятого каналом Discovery, послужил альбом художника Уэйна Барлоу, который позже работал над «Аватаром» и «Тихоокеанским рубежом». Барлоу придумал историю о зондах с ИИ, которые изучают экзопланету Дарвин-IV. И находят там не просто жизнь, а экосистему с невероятными животными: ходячими черепахами-островами, двуногими бегунами, «древесными вампирами». Барлоу и сценаристы тщательно продумали, как питается, двигается и размножается каждый выдуманный вид.
Не менее интересны и сами зонды — небольшие дирижабли, оснащенные камерами и роботами поменьше. Сценаристы наделили их характерами: программа зонда Лео заставляет его постоянно идти на риск, а зонд Айк запрограммирован осторожничать и сохранять данные любой ценой. «Чужая планета» — редчайший случай, когда «эмоции» у роботов научно обоснованы.
Создатели фантастики любят приглашать на съемки известных ученых, и Discovery в этом плане даже перестарались. Комментариев Стивена Хокинга, Митио Каку и Джека Хорнера в «Чужой планете» больше, чем нужно для сюжета.
5. Интерстеллар (2014) Яркий пример того, что «научный» и «реалистичный» не одно и то же. Фантастика не должна быть реалистичной, она обязана выдумывать. Но создатели «Интерстеллар» фантазировали на основе научного знания. Сюжет о полете через червоточину в систему черной дыры был придуман не Кристофером и Джонатаном Ноланами, а астрофизиком Кипом Торном. Именно его идеи легли в основу сценария Ноланов, которые каждую сцену согласовали с Торном. Чтобы разобраться в астрофизических хитросплетениях, Джонатан Нолан даже прошел спецкурс в университете.
Характерно, что чем ближе человек к реальной науке, тем выше он ценит «Интерстеллар». Ругали картину «диванные критики», а ученые вроде Нила Тайсона остались им довольны. Фильм впервые показал, как выглядит настоящая черная дыра, рассказал о парадоксах искаженного пространства-времени. И даже спорная концовка не так фантастична, как может показаться. Другие измерения по ту сторону черной дыры — не доказанная, но всерьез обсуждаемая учеными теория.
4. Странники (2003) Немного сжульничаем: это не фильм, а аниме-сериал. Но без него список будет неполным. «Странники» рассказывают о скромных трудягах будущего, космических мусорщиках, которые очищают орбиты от старых спутников и их обломков. Если бы не уборщики, космонавтика давно захлебнулась бы в авариях.
Технически сериал вполне достоверен — редкость для аниме, где чаще встретишь гигантских роботов под управлением школьниц, чем твердую научную фантастику. Создателей «Странников» консультировали специалисты из Японского космического агентства. Герои живут на станции, где гравитация создается вращением, и немалую часть времени проводят в невесомости. И никаких звуков в космосе — не считая тех, что раздаются внутри шлемов!
Но, главное, «Странники» убедительно разрушают чрезмерно романтичный ореол, сложившийся вокруг работы космонавта. Космос прекрасен, но труд орбитального уборщика — опасный и неблагодарный, а главное, скучный. Большую часть времени герои не спасают мир, а заполняют тонны бумаг, ругаются с начальством и отбиваются от назойливых страховых агентов.
3. Марсианин (2015) Фильм Ридли Скотта о марсианском робинзоне Марке Уотни можно было включать в список еще до его выхода. Научно-техническую основу сценарий получил по наследству от детально проработанной книги Энди Вейера. А сохранить ее в фильме помогли специалисты NASA, делившиеся со Скоттом данными. Говорят, он узнал об открытии воды на Марсе на месяц раньше прессы.
От коллег по жанру «Марсианин» отличается тем, что посвящен не тайнам вселенной и катастрофам, а выживанию на другой планете. Фильм стоит показывать будущим членам марсианских экспедиций. Из него они узнают, как добывать кислород, выращивать картошку на собственных экскрементах, использовать радиоактивные изотопы для обогрева и летать на безносом корабле.
Фильм воспевает не столько науку, сколько людей, способных победить природу при помощи знания, находчивости и мотка изоленты. Это касается не только Уотни, но и его коллег на Земле, придумывающих, как его спасти. Как пошутил все тот же Нил Тайсон, самое фантастическое в «Марсианине» — то, что важные решения принимают грамотные и образованные персонажи.
2. Космическая одиссея 2001 года (1968) Поработали как-то вместе Артур Кларк — пожалуй, самый научный писатель-фантаст — и Стэнли Кубрик, великий режиссер-экспериментатор. То, что получилось, западные критики считают лучшим фантастическим фильмом в истории. С этим можно спорить, есть претенденты и с более внятными сюжетами. Без книги Кларка «Одиссею» понять непросто. Фильм пренебрегал объяснениями, зрителям приходилось додумывать суть инопланетных монолитов и смысл концовки.
Кубрик не рассказывал, а показывал. Зато как! «Одиссея» совершила революцию в мире спецэффектов. Фильм, снятый до изобретения компьютерной графики, по сей день смотрится не хуже «Гравитации» и «Интерстеллар». За основу своих фантазий Кларк брал подлинные космические проекты: «Одиссея» одной из первых показала станцию, создающую притяжение вращением. Космическая еда, дизайн кораблей — все продумано до мелочей, а кое-что даже воплотилось в реальность.
«Одиссея» выглядела так убедительно, что конспирологи выдумали миф, будто именно Кубрик снимал в павильоне высадку Армстронга и Олдрина на Луну. Это, конечно, чепуха. Кубрик снял бы достовернее.
1. Контакт (1997) Книгу Карла Сагана, астрофизика и популяризатора науки, экранизировал творец «Назад в будущее» Роберт Земекис. Саган, увы, до премьеры не дожил, но ему наверняка понравилось бы.
Каким будет контакт с высокоразвитой цивилизацией? Уж явно не случайной встречей на далекой планете. Скорее, нас ждет обмен сигналами, долгая их расшифровка и попытка осмыслить новые данные. Даже в «Контакте» не все объяснимо с точки зрения науки. Инопланетная технология, показанная ближе к финалу, находится за гранью нашего знания. Но сама научная работа, особенно с радиотелескопами, показана так достоверно, что некоторые ученые называли «Контакт» самым научным фильмом.
Что еще очень ценно, создатели «Контакта» пофилософствовали на тему «наука против религии» и показали ее с разных сторон. Главный злодей фильма — религиозный фанатик, пытающийся остановить контакт любой ценой. Но другой персонаж, христианский богослов, поддерживает главную героиню, когда в ее открытия не верит весь мир. Иногда даже ученым недостает данных и доказательств, и им тоже остается только верить.
Нил Тайсон, астрофизик и кинокритик-любитель.