Абсурд, страх, алфавит и бабушка: Короткий метр Дэвида Линча
На этой неделе Дэвид Линч отметил свой 70-й день рождения. Надеемся, что он находился на съемочной площадке сериала «Твин Пикс», продолжения которого ждут все поклонники режиссера.
КиноПоиск решил пересмотреть короткометражки, с которых начиналась карьера одного из самых оригинальных постановщиков в мире.
«Шестеро заболевают», 1966
Дебют 21-летнего Дэвида Линча закладывает основу его видения на долгие годы вперед. Снятый во время учебы Дэвида в академии искусств Пенсильвании, этот минутный фильм умудряется вместить в себя немало ошеломляющих странностей. В типичной для Линча манере здесь практически нет сюжета, зато присутствуют тягостная атмосфера и визуальные метафоры. Осторожно с ушами: воющая сирена даст вам прочувствовать все тяготы персонажей. Шесть абстрактных фигур страдают, когда в их органах появляется красная субстанция, наполняющая желудок и вызывающая у героев рвоту. На самом деле «Шестеро» были частью инсталляции, но после просмотра все равно интересно, как бы развивалась карьера Линча, останься он в анимации.
«Абсурдная встреча со страхом», 1967
Еще одна ранняя и всего лишь двухминутная короткометражка Дэвида Линча, его проба пера в игровом кино. Загадочная фигура шагает через поле навстречу камере. По мере приближения мужчины мы видим, что его лицо синего цвета. Синекожий человек проходит мимо камеры и подходит к сидящей в траве девушке, расстегивает брюки и... здесь начинается типичный Линч. В роли мужчины задействован друг детства Дэвида Джек Фиск, а в роли девушки — первая жена режиссера Пегги. Фиск снялся и в первой полнометражке Линча «Голова-ластик», а впоследствии работал с ним в качестве художника-постановщика над фильмами «Простая история» и «Малхолланд Драйв».
«Алфавит», 1968
Пегги Линч однажды рассказала, как ночевала в одной комнате с шестилетней племянницей и услышала, как девочка во сне проговаривает алфавит. Дэвиду понравилась эта история, и он решил снять фильм, в котором анимированные буквы атакуют сон девочки (ее снова играет Пегги). Они возникают на экране в разных местах, перемежаются кадрами с человеческим ртом, после чего буква «а» под набор звуков рожает несколько маленьких «а», и закадровый голос сообщает: «Алфавит — это, безусловно, весело». Но затем плачущие буковки формируют анимационное человеческое тело, маневрирующее между мужским и женским. Оно истекает кровью, а рот Пегги Линч с приклеенным на подбородок носом сообщает: «Пожалуйста, помните, что вы имеете дело с человеческой формой». В финале девочка цитирует алфавит и спрашивает: «Что вы думаете обо мне?» Буквы мы еще встретим в «Твин Пикс», когда агент Купер заглянет под ногти Лоры Палмер.
«Бабушка», 1970
Наступает время более длительных экспериментов, и Линч снимает получасовую историю ребенка, который несчастлив с жестокими родителями. Он находит на чердаке волшебные зерна и выращивает из них бабушку. На этот фильм режиссера получил грант Американского киноинститута (5000 долларов), признавшего его «Алфавит». В «Бабушке» видны мотивы, которые Дэвид Линч затем использует в «Голове-ластике», — отношения между подсознанием и традиционной формой повествования. Фильм немой, за исключением нескольких слов, среди которых можно расслышать имя мальчика (Марк). Пытаться полностью пересказать «Бабушку» точно так же непросто, как и другие фильмы режиссера.
«Безногая», 1974
Последняя короткометражка Дэвида Линча, которую он снял уже во время работы своего дебютного полного метра. Вот как рассказывает о создании «Безногой» сам режиссер: «Было это в 1973-м. Мы снимали „Голову-ластик“ уже где-то год. И у нас кончились деньги. Депрессивное время было. И как-то Фред (Фредерик Элмс, оператор) пришел в конюшню и сказал, что Американский киноинститут попросил его протестировать два вида черно-белой пленки, сняв тест. AFI собирался купить пленку. Когда Фред рассказал мне, что AFI покупает видеопленку, я расстроился. Переживал, что они сменят „киноинститут“ в названии на „видеоинститут“. Я посмотрел на Фреда, и мне пришла в голову идея. Я спросил его: „Слушай, а нужно снять что-то конкретное?“ Он такой: „Ты к чему это?“ А я спросил, можно ли снять все что угодно дважды — на одну пленку и на другую. Он сказал, что не возражает. И я сказал, что к завтрашнему дню что-нибудь придумаю и сниму». Скажем так, из всей пятерки это наиболее легкий для восприятия фильм Линча.
Автор - Татьяна Шорохова