К странице... |
---|
Кинопорн #1: Джон Карпентер [Кино | Обзор]
Список форумов Tapochek.net » Новости » Новости в сети » Обзоры / Авторские статьи |
|
Автор | Сообщение |
---|---|
Кинопорн #1: Джон Карпентер "Кинопорн" — новая рубрика о старом, где за просмотром, фрустрирующего сознание, кино принято уминать еще более хрустящий попкорн. Классика, которую помнишь. Ностальгия, чье существование ни при каких обстоятельствах не забудешь. Великие режиссеры, талантливые композиторы, огромное наследие и весомая часть целой культуры. Джон Карпентер — новатор семидесятых и визионер восьмидесятых. Настоящий королевич авторского кино, который во многом повлиял как на эту промышленность, так и игровую индустрию: вдохновил на создание Солида Снейка, Серьезного Сэма и Рейдена. Он любит The Last of Us, Silent Hill и BioShock. Обожает баскетбол, уважает Хичкока, не считает Голливуд комфортным местом для трудоустройства. Отсылки на его творчество можно встретить в Doom или Dead Space. И пускай легендарному мистику никогда не нравилось писать сценарии, но так уж получилось, что именно они сделали многие работы оного культовыми. О значимых или просто лучших из них в данной статье и будет рассказано. Темная звезда (1974) Начало начал, дипломная работа Джона Карпентера и его первый полнометражный фильм в принципе. Настолько же малоизвестная, насколько важная и даже основополагающая для жанра картина. Более того, сценарист и соавтор которой спустя время написал Ридли Скотту "Чужого". "Темная звезда" — черная комедия про четырех пилотов экспедиционного корабля, взрывающих нестабильные планеты в пригодных для заселения системах. Причем понемногу лишающихся здравого рассудка, и этим постоянно генерируя целую череду необычайно забавных и саркастичных ситуаций. Умные бомбы, с которыми можно говорить, начинают капризничать. Очень умные люди, с которыми лучше не разговаривать, сами становятся бомбами замедленного действия. Тогда как за всем этим безумием на грани абсурда нервозно наблюдает ужасно умный и болтливый бортовой компьютер. Обшивка космического корабля повреждена, на нем нет нормальных условий для отдыха и повсюду зашкаливает повышенный радиационный фон. Но напрочь изолированному от родной планеты экипажу все равно. Тем ироничнее видеть, как один из членов отчаявшегося коллектива шутками и клоунадой пытается раззадорить остальных. Из чего и следует, что взаимоотношения между персонажами выстраиваются очень тесно и целостно. Тем самым в очередной раз доказывая старую и нынче почти забытую истину о том, что для интересной фантастики важно не количество взрывов или их громкость, а грамотный сюжет. Как в книгах Шекли, Азимова или Хайнлайна, например. Другими словами, отсутствие денег на дорогие спецэффекты и масштабное оформление съемочной площадки всегда компенсируется врожденным талантом придумывать нестандартные истории, приобретенным в процессе жизни чувством юмора и искренней любовью к своему делу. В конце концов, Кэмерон тоже декоратором начинал под крылом Карпентера в "Побеге из Нью-Йорка". И все мы знаем, какой изобретательный режиссер спустя годы из Джеймса получился. Очень камерное и атмосферное послание общепризнанным воротилам жанра. Маленький и дерзкий огонек среди огромного количества всякого, который задорно освещает собственным энтузиазмом и неслабым стремлением запоминаться созерцательную "Одиссею" Кубрика, философский "Солярис" Тарковского, размеренных "Парней что надо" Кауфмана и, конечно же, весь такой типа высокоинтеллектуальный "Интерстеллар" Нолана. Пластмассовые модельки межгалактических фрегатов и примитивные огоньки компьютеров успешно забываются каждый раз, как сам по себе скучный и тягомотный быт космонавтов разбавляется душевной ламповостью происходящих с ними нелепостей. Нападение на 13-й участок (1976) За служебной ненадобностью через пару часов закрывающийся и поэтому целиком отрезанный от остального мира полицейский участок оказывается в жестокой осаде некой группы фанатично настроенных бандитов. В замкнутом пространстве и прямо посередине неблагополучного района находятся один коп и несколько заключенных, которые должны объединить свои усилия для того, чтобы выжить. Изначально Джон хотел снять классический вестерн, но так как проблемы с недостаточным финансированием преследовали режиссера на протяжении всей карьеры, то ему как всегда пришлось существенно сэкономить и за каких-то сто тысяч долларов снять более современную версию оного. По сути, через провал одной задумки выйдя на другую. Быть может, гораздо выдающуюся. В принципе, несколькими следующими работами все так же создав персонажей, которых хоть сейчас воображай в декорациях Дикого Запада. Впрочем, без самих бескрайних прерий и хмельных салунов. Потому что затратно. Оттого-то и несправедливо. Карпентер обожал старый Голливуд. И большую часть своего творчества вполне закономерно посвятил рефлексии по нему. "Нападение на 13-й участок" — практически эталонно прописанные в лучших традициях суровых боевиков брутальные персонажи и не менее крутые диалоги между ними. Само повествование и непосредственно сюжет, конечно, не особо впечатляют, но то, как все это подается именно действием и на сугубо сценарном уровне... В общем, насыщенное и ничуть не провисающее по ходу стремительного развития истории величие. Минимальное количество позерского пафоса, покадрово экшен старого образца, а также собственноручно постановщиком написанный и с каждым новым фильмом все сильнее заставляющий содрогаться тревогой саундтрек. Живущие неприкрытым насилием и агрессивно самовыражающиеся через него не столько люди, сколько будто хтоническим естеством охваченные нелюди. Постоянно спрашивающий за лишнюю сигарету вроде как злодей, однако какой же конкретно в данной ситуации герой. Даром что последний человек, которому до всех этих событий, казалось бы, можно было полностью доверится. Хэллоуин (1978) Ночь окончательно накрыла полный мокрой черноты и покорный всем ветрам мегаполис. На далеком горизонте больше не светит еще более далекое солнце, а окна перестали гореть экранами телевизоров. Тихим и необычным спокойствием наполнились видящие сны квартал за кварталом. Увечьями замученная и садистом преследуемая женщина бесшумно крадется по сдружившемуся с трещинами асфальту: стараясь не наступать на осколки разбитого стекла и мучительно сдерживаясь, чтобы не закричать вслед очередному полицейскому патрулю. Капли дождя полусферными впадинами разбивают бордовую гладь отпечатков ее ступней на сырой земле. Майерс в стране поехавших чудес. Тот самый случай, когда к непосредственно персонажу можно относиться как угодно, но именно карпентеровская линия про его слэшерные похождения - фантасмагория в уникальный, мало с чем сравнимый опыт. Многие с этим взрослели и до сих пор расстаться не могут. Легенда о той легенде, которая на самом деле была, есть и ой как долго будет. Саспенс, маска, нож и хэллоуинский маньяк года уже многие десятилетия и еще на многие тысячелетия вперед. Именно "Хэллоуину" в свое время лучше всего удалось то, что потом мало какой фильм ужасов сумел повторить. На экране день и вроде как ничего не происходит, а у тебя в жилах все равно стынет кровь. Потому что музыка звучит исполински устрашающе, тогда как сам визуал то и дело скрывает в себе какую-то неподдельно зловещую тайну. Что уж о ночи говорить после такого, верно. Сам же психопат является скорее физической оболочкой для некой темной сущности, нежели человеком в привычном понимании этого слова. Он действует хаотично и инстинктивно - совсем не задумываясь о том, какое количество увечий в процессе получит. Просто потому, что ему боль и травмы абсолютно безразличны. Не столько заживут, сколько не почувствуются. Картина стимулировала появление внушительного количества в разной степени похожих на нее подражателей. "Кошмар на улице Вязов" показывал беспрецедентно ироничного и болтливого садиста. Крюгер любил лишать жизни изобретательно и с личным подходом к страхам каждого. Ничем существенным не располагающая и таки расположившая к себе массы "Пятница 13-го" стала популярнейшим феноменом, кажется, чисто случайно. Кроме того, во время просмотра ты был на стороне Вурхиза и очень хотел, чтобы головорез в хоккейной маске как можно больше народу положил, ибо убивал он харизматично и какими только вздумается подручными средствами. Тем более что сами жертвы вели себя ну очень неразумно, были невероятно безликими и этим крайне раздражали. А вот непосредственно детище Карпентера еще до всего этого жанрового изобилия сотворило совершенный инстинкт: одержимый кем-то таинственным, движимый чем-то яростным, намеренно и немерено молчаливый. Считай, к мотивирующим создание его самого работам обратившись — концепт "Техасской резни бензопилой" скрестив с атмосферой "Изгоняющего дьявола". Туман / The Fog (1980) Маленький портовый городок на столетие со дня своего основания накрывает густой слой загадочного тумана, который медленно проникает в любые закоулки и быстренького каждого жителя оных этим пугает. "Туман" — всем классикам классика, а также эдакая периферия между карпентеровскими "Нападением на 13-й участок" и "Нечто". Один из тех примитивнейших хоррров детства, который с годами совсем не перестает тебе нравиться. И пускай с возрастом ты замечаешь в нем все больше недостатков, однако то самое, едва уловимое чувство наивной простоты все равно не позволяет отмахнуться от картины. Определенный шаг назад для режиссера в творческом плане, ибо "Хэллоуин" уже был снят. И точно самый проходной его фильм, потому что почти сразу же затерялся на фоне вышедших "Зловещих мертвецов" Рэйми и "Ночи живых мертвецов" Ромеро. Тем не менее, жутковатый, эстетичный и волнующий. Побег из Нью-Йорка (1981) Задыхающийся тяжелым смогом воздух, агонизирующие едким смрадом переулки, сильные порывы лихо гоняющего мусор ветра старательно заглушают прочий шум. Незнакомец возник в узком проеме между двух высоких зданий и стремительной легкостью забрался на то, что левее. Затем ловко разбил своим едва уловимым силуэтом искусственное паровое облако, густым столбом выходящее из дымохода, и замер в настороженном ожидании. Ничего не подозревающий поборник раздирающей на куски некогда славный город банды вальяжно перебирает ногами вдоль массивной стены. Минутное раздумье, секундный прыжок, никаких криков и лишь медленно растекающаяся во все стороны лужа крови. Еще одна смерть. Еще один шаг в направлении поднятого по тревоге сошедшего с ума мегаполиса. Еще одно действие для спасения первого лица совсем не милостивого к главному герою государства. Проснулся. С пугающей точностью добрался до крыши дома, который правее, и сдержанно ушел прочь. Чистая работа, чистая улица, чистое спокойствие вокруг. Наступит время взрывов и выстрелов, но только не сейчас. Рано, опасно, неразумно. Пока же ночь зовет, обязательство требует, нет времени и даже суток, чтобы медлить. "Побег из Нью-Йорка" именно об этом — утопающей в последствиях милитаристического конфликта крепости будущего, ставшей тюрьмой строго режима и нарицательностью техногенной катастрофы всей страны. VHS-классика и WTC-ностальгия, как они есть. А еще Плисскен - крутой, в куртке и вообще куртовый. Да с саундтреком, который давно стало неотъемлемым атрибутом что тогда еще молодого режиссера, что до сих пор не стареющих восьмидесятых. Нечто (1982) Тусклый свет настольной лампы бережно отбрасывал ленивую тень на монотонные стены просторной комнаты. За окном будто от нехватки кислорода мерцали звезды и широко раскинувшиеся над освещаемым ими снежным горизонтом фонари. Кажется, будто время здесь остановилось. Но нет, оно лишь замерло на бурановое мгновение и неторопливым увяданием пошло в обратную сторону: все сильнее делая похожим это место на то, где только жестокостью можно жить, а осторожностью - выживать. Однажды утро небольшой группы геологов существенно не задалось, ведь она убийствами начала ссориться с инопланетной сущностью, способной мутировать в любого из членов исследовательской команды. Необъяснимым, зловещим и голодным монстром. Многоликим, умным и очень опасным чудовищем, в сторону которого бородатый и хмельной полярник Курт Рассел не один раз и чуть ли не из последних сил до упора выжмет свой огнемет. Показательный во всех смыслах и остальных замыслах карпентеровский хоррор. Леденящее душу замкнутое пространство, где никому нельзя доверять и за окном на тысячи километров никого. Фактурное переживание длиною в пару часов кромешной темноты, таящее в себе пронзительную тревожность такой образцовости, которую без мнимого остатка можно сопоставить с нервным свечением сигнальных огней, чья кровавого цвета дрожь ретиво пробивает сплошь белую завесу вездесущей тайны, глубокого сомнения и истинного страха. Дышащий теплым воздухом из уст главных героев и застывший морозным саспенсом на клавишных инструментах саундтрек от самого Морриконе словами хвалить бессмысленно, так как его зловещее величие нужно слышать. Невероятно реалистичный вид инородной твари и в особенности ее правдоподобный грим за авторством парня, которому на момент съемок было всего двадцать два. Атмосфера оглушительно громкого безмолвия в самой гуще сильнейшей вьюги, неторопливо раздирающей холодным ветром бескрайние просторы арктического космоса. Больше, чем просто классика жанра и основа аж самостоятельного течения в нем. Прямая ассоциация с детством, когда двенадцать ночи, родители спят, ты сам под одеялом и старенький телевизор что есть сил тебя пугает. Любимейший фильм любимейшего режиссера. "Нечто" — отличный пример тесной взаимосвязи многих вещей на территории Голливуда и уж тем более в масштабе карьеры одного постановщика. Не сними Карпентер "Темную звезду" — ее сценарист не задумался бы над дальнейшим усовершенствованием тамошнего монстра и на свет не появился бы "Чужой". Не вышел бы "Чужой" — не было бы запущено в производство "Нечто", потому что именно после работы Ридли Скотта до студий и продюсеров дошло, что практически архаичные и словно из пятидесятых взятые сюжеты про пришельцев зрителю крайне интересны. Безусловно, данная картина не собрала внушительную кассу и не захапала целый ворох всевозможных наград. Однако во-первых, вышедший одновременно с ней "Инопланетянин" Спилберга подобной коммерцией занялся. А во-вторых... А... Апогей. Никаких претензий и успокойтесь. Да расслабьтесь вы и вообще потише кричите, ибо папу с мамой разбудите. Ну и пускай вам хоть за тридцать или с родителями давно не живете. Большой переполох в маленьком Китае (1986) Не всякий проект может быть разнообразным сам по себе, но много какой имеется возможности сделать таковым для себя лично. "Большой переполох в маленьком Китае" же называет имя Бога, открывает тайну Вселенной и просто дает два гамбургера по цене одного. В смысле, это реально сплошь беззаботная атмосфера и действительно полное погружение в ее напрочь незамысловатый настрой. Самая глубь красочной несерьезности, жестоких смертей, неприкрытого безумия и завораживающего, буквально движущего тебя вперед саундтрека. Тем более что отдающего превосходную дань временам, когда синтезатор звучал в каждом бумбоксе, а белые майки и черные вэйфереры носились любым Куртом Расселом. Сочная бутафория взрывов осколочных гранат и следов трассирующих в воздухе конусоподобных билетов на тот свет. Преисполненное восточным колоритом пространство искрит, горит и кричит массивной мириадой пуль или летящих плотным каскадом скопом молний. Легкомысленное и почти что в формате эдакой видеоигры выстроенное приключение, где уровень за уровнем абсолютно случайно ввязавшийся в эту потасовку болтливый циник, самовлюбленный разгильдяй и обаятельный наглец постепенно становится отважным борцом с темными силами. От одной точки на отдышаться и сохраниться до другого пункта назначения и чтобы кого-то спасти продвигаясь. Интуитивно, линейно, решительно прямо и не в какую-либо иную сторону прогресс очередной миссии завершая. Словно дерзкий главный герой из каноничного аркадного экшена неубиваемо, ребячливо и превозмогая самого себя врагов истребляя. Будто сам режиссер впал в детство и никак не набалуется будоражащей экран вакханалией, проходящей в зрелищной парадигме стробоскопических скоростей. В конце концов, именно "Побег из Нью-Йорка" дал геймдеву прототип для Снейка из MGS, тогда как "Большой переполох в маленьком Китае" подкинул MK его Рейдена. Карикатурным древним злом так пародийно на аутентичные боевики с примесью кунг-фу и битемап-файтинги тех времен, а также настолько сильно сопряжено с умелой самоиронией немного сумасшедших центральных персонажей, что даже грустно. Ведь как ни крути, а данную стильноту в те годы что только не обошло стороной: и кассовые сборы, и наградной сезон, и общественное признание. Недооцененное великолепие, которое если кто и любит, то наверняка давно и предельно искренне. Потому что смотрел в некогда существующих видеосалонах или вообще ранней юностью зацепил. Что, пожалуй, по-особенному хорошо благодарит Карпентера и прочих членов съемочной команды. Не беда, если вы не слышали о фильме. Это наживное и поправимое. Беда, когда у вас проблемы со вкусом и он вам не понравился. Возможно, картина устарела чисто технически и прежде всего спецэффектами, но антуражем, декорациями и тем более сценой в лифте ей точно уготовлено место среди культовых вещей восьмидесятых: таких же бодрых, взбалмошных, по-приятному придурковатых. Князь тьмы (1987) "Князь тьмы" — громкое предупреждение всем, кто по заброшенным церквям в поисках всякой нежити сновать хочет. И пускай сам Карпентер крайне часто тяготел к формату сатирических фильмов категории Б, но этот получился у него точно таким же по качеству. Стилистически второсортным и концептуально растерянным. С картонными и схематичными действующими лицами. Не за такие уж и копейки поставленным, но все равно мелочными идеями в глубоких карманах шуршащим. С другой стороны, Джон в очередной раз остался верен себе и снял, быть может, не настолько выдающуюся, как другие его работы, однако непременно стоящую того, чтобы ее посмотреть, вещь. В конце концов, сумасбродные идеи или заснятые до огромных дыр в съемочной пленке банальные и откровенно слабые сюжетные твисты никогда не разочаруют даже самого натасканного зрителя, если созданы талантливо и показаны с душой. Поэтому можно бесконечно долго и поразительно дотошно придираться к недостаткам, это да. Но не правильнее ли зайти издалека и просто кайфонуть тем, что видишь — антуражем, визуалом, музыкой. Даром что именно благодаря наличию последней во многих самих по себе посредственных картинах восьмидесятых та эпоха до сих пор выглядят увлекательно и ощущаются бодро. Чужие среди нас / The Live (1988) Мускулистому и скитающемуся по переживающей экономический кризис стране главному герою не особо везет в жизни. Работы нет. Дома тоже. А о друзьях или вовсе знакомых даже думать не приходится. И вот однажды этот обыкновенный бродяга надевает необыкновенные солнцезащитные очки, через линзы которых узнает и видит, что пришельцы существуют. Более того, находятся они не иначе как повсюду. В средствах массовой информации, у власти, рядом с ним на улице. По его мнению, ребята неторопливо и терпеливо подчиняют себе все население планеты. От чего он, само собой, остается совсем не в восторге. Поэтому вооружившись жвачкой, дробовиком и колкими фразами мужик весьма предприимчиво стартует решать возникшую проблему. Вся харизма "Чужих среди нас" кроется в мощном контрасте между интригующей фривольностью и злободневной актуальностью рассказываемой истории. Сам же Карпентер не столько глубину логики при ее написании искал, сколько степень гротескности оной в абсолют возвести хотел и таки смог. Вот и получилось у Джона, что там сарказм, тут ирония и вон где неслабое нравоучение. Гармонично, просто, как бы вин и виновность не одной минуты восторга. Человек, почти всегда получавший от студий копеечные бюджеты на производство своих картин, и на этот раз умудрился снять самобытное, завораживающее и многоуровневое кино. При этом не только двигая целую индустрию исключительно вперед, но еще и продолжив вырабатывать собственный стиль. Основной принцип же которого заключается в том, чтобы незатейливой подачей вроде как ненавязчивой фантастики рассказывать зрителю глубокие и жизненные сюжеты. Носите очки, иначе умрете. А если не умрете, то мы сами вас убьем. Потому что действительность без них — шокирующая ложь и уродливые черепа инопланетян вместо привычных глазу человеческих лиц. Но когда вы начнете думать, то узнаете об этом. Естественно, внеся личные и довольно неприятные коррективы в наши, безусловно, совершенные планы по лишению людей не только чувств, но и других, более материальных частей тела. Носите очки, иначе умрете. А если не умрете, то на радостях "Чужих среди нас" посмотрите или пересмотрите. Восьмидесятые редко когда были настолько осмысленными и беззаботными одновременно. На этом все. Конечно, в творчестве великого мастера можно найти "Кристину", "Побег из Лос-Анджелеса" и еще несколько проектов. Но будем откровенны и определимся сразу. "Кристина" — дешевый и переоцененный пшик на радость поклонникам Кинга, слава большей части произведений которого была создана исключительной литературной непривередливостью американцев. Беллетристика и разве что приятный глазу видеоарт. "Побег из Лос-Анджелеса" же — лучшее, что случалось с восьмидесятыми в девяностых. И не более того. Выверенная грязь оригинала уступила место всепоглощающей неряшливости сиквела. Что поделать, смена эпохи знатно подкосила не одного Джона. Между тем, Карпентер — один из тех режиссеров, чье творчество нужно не только видеть, но и слышать. Поэтому берите вакуумные наушники, закрывайте поплотнее окна и ни в коем случае не сомневайтесь в том, что темные силы существуют... |
|
11-Янв-2017 23:03 (спустя 37 минут) [-]7[+] Тема зачет!! Мой любимый фильм это НЕЧТО, один из первых моих ужасников.... Еще был бы признателен за сборничек трэков, желательно во FLAC.
|
|
11-Янв-2017 23:11 (спустя 8 минут) [-]1[+] crazytosser писал(а): Тема зачет!! Мой любимый фильм это НЕЧТО, один из первых моих ужасников.... Еще был бы признателен за сборничек трэков, желательно во FLAC. |
|
11-Янв-2017 23:18 (спустя 6 минут) [-]8[+] Ээмм... может, всё-таки, "киноКорн"? А то когда читаешь "киноПорн" как-то чего-то другого ожидаешь... Собственно, именно это слово и смутило, и заинтересовало... (P.S. Не фанат, но слово знаю)
_________________ Мой сарказм - очень сложная штука. Даже не пытайтесь его понять. Вам (скорее всего) не осилить. |
|
11-Янв-2017 23:26 (спустя 8 минут) [-]0[+] https://retropromenade.bandcamp.com/album/carpenter
Этот альбом обязательно нужно послушать всем тем, кто любит творчество этого замечательного режиссёра. |
|
11-Янв-2017 23:30 (спустя 3 минуты) [-]4[+] |
|
12-Янв-2017 00:58 (спустя 1 час 27 минут) [-]0[+] респект Мастеру!!!не упомянули еще"вампиры","кристина","человек со звезды"...."побег из нью йорка"смотрел сто раз,начиная еще в видеосалонах,жаль продолжение испортили,зато виртуальный Солид Снейк удался на славу!
|
|
21-Янв-2017 23:07 (спустя 9 дней) [-]0[+] |
|
Страница 1 из 1 |
Список форумов Tapochek.net » Новости » Новости в сети » Обзоры / Авторские статьи |
Текущее время: 24-Ноя 18:04
Часовой пояс: GMT + 4
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям Вы не можете скачивать файлы |