Как известно, в P2P-сетях данные не загружаются с одного центрального или нескольких серверов. Вместо этого происходит загрузка файла в несколько потоков из нескольких источников, представляющих собой компьютеры других пользователей, где этот файл обнаружен при поиске пользователем нужного контента. Децентрализованная система является эффективным способом распространения информации, поскольку не зависит от "узких мест" канала между двумя отдельно взятыми узлами. В то же время, подобный файлообменный сервис использует значительную часть пропускной способности сети. Хотя количество пирингового трафика в последние годы снижается, это происходит в процентном отношении ко всему трафику Интернета, а абсолютный объём, наоборот, растёт. В июне по данным Cisco через P2P-сети было передано 3,3 Эб (1 эксабайт = 1024 петабайта = 260 байт) данных.
Хайонг Кси (Haiyong Xie) из Йельского Университета (Yale University) ещё в 2006 году выступил с идеей архитектуры P4P – пиринговой технологии с провайдером в качестве "входа" в одноранговую сеть как способ снизить нагрузку на телекоммуникационные каналы связи. Объём трафика снижается благодаря размещению на сервере провайдера данных об инфраструктуры сети P2P и трекерах – узлах, используемых для определения местонахождения файлов. Эффективность обмена ими увеличивается благодаря тому, что трекеры отдают предпочтение соединению наиболее близко расположенных компьютеров с меньшим количеством промежуточных узлов между ними. Недавно организация Internet Engineering Task Force (IETF), которая занимается разработкой стандартов коммуникаций для Интернета совместно с W3C, заявила о продолжении работы над интеграцией P4P в используемые сегодня сетевые протоколы. Однако, по мнению Кси, должно пройти ещё два или три года, прежде чем плодами этих усилий смогут воспользоваться миллионы. Тем не менее, многие P2P-сети и провайдеры услуг доступа к ресурсам Всемирной паутины уже внедряют собственные версии P4P.
Pando Networks стала первой компанией, адаптировавшей концепцию P4P для доставки клиентам сетевого контента. В прошлом году вместе с Verizon, Telefonica, AT&T и Comcast она провела тесты, результаты которых показали, что время загрузки файлов в пиринговой сети снижается более чем на 30% с одновременным уменьшением затрат провайдеров на поддержание пропускной способности. С тех пор Verizon и Telefonica реализовали собственные версии P4P, хотя технология доступна пока не всем клиентам. По словам главного исполнительного директора Pando Роберта Левитена (Robert Levitan), компания использовала собранную во время испытаний информацию для создания алгоритмов, которые автоматически генерируют карты сети, базируясь на полученных от установленных на 30 млн компьютеров своих программ. Благодаря картам контент к тем же машинам приходит быстрее. Среди клиентов Pando - NBC.com, применяющая P4P для доставки HD-видео через интернет.
Как считает Кси, поскольку мультимедиа-контент всё больше доминирует в Сети, спрос на внедрение технологии P4P будет расти, частично также по причине желания провайдеров сэкономить на новых оптоволоконных линиях и каналах между самими ISP. Видео с таких сайтов, как YouTube, уже занимает почти 27% глобального трафика. Cisco предсказывает, что к 2013 году эта доля вырастет до 60%. По мнению Левитена, с таким ростом трафика без P4P или похожей технологии невозможно будет масштабировать физические возможности сетей при разумном уровне затрат. Но есть определённые сложности. Например, ассоциирование пиринговых сетей с пиратством. Провайдеры не желают потакать незаконному использованию ПО, музыки и видео. Но увеличение количества легальных пользователей файлообменных сервисов поможет изменить их "имидж". Например, P2P используют Skype и Blizzard Entertainment, а NBA и NASCAR с помощью пиринговых технологий поддерживают онлайн-трансляции спортивных событий.