Новиков Эдуард: Спасибо, что согласились выделить нашим читателям немного времени. И первый вопрос. Какие впечатления остались после посещения КРИ?
Иван Банников: Впечатления от выставки можно выразить одним словом - Кризис. Да, оно уже всем надоело, его заездили, но то, что российские разработчики на данный момент стараются минимизировать расходы - очевидно. КРИ меньше в 4 раза, чем была 2 года назад. Проектов представлено было не много, и довольно явно стало видно, что КРИ все же профессиональная конференция, где основные события разворачиваются не на стендах, а в аудиториях, где читают лекции и проводят мастер-классы.
Новиков Эдуард: Значит ли это, что российская игровая индустрия сделала качественный шаг вперед в плане разработки игр? Ни для кого не секрет, что до недавнего времени большая часть отечественных проектов представляла собой жалкое зрелище и была ориентирована на производство низкосортной продукции малыми тиражами, но которую при этом продолжали покупать.
Банников Иван: Я бы не назвал Ил2 Штурмовик или Демиургов или Аллодов или Космических рейнджеров "низкосортной продукцией". Думаю, не нужно напоминать, как давно вышли эти игры. Не совсем понимаю ваш вопрос.
Новиков Эдуард: Это редкие исключения из общего правила. Достаточно зайти на сайт одной компании с логотипом волка и увидеть, что, по большей части, представляет собой российский игрострой.
Как вы сказали, анонсов было немного, в основном проводились лекции и мастер-классы. Поэтому перефразируя вопрос, вырос ли, по-вашему, мнению уровень отечественных игроделов относительно мирового?
Банников Иван: Если брать браузерные онлайн игры - то Российские разработчики - лучшие в мире. Качество проектов для социальных сетей, которые делает Mail-Astrum, ничуть не хуже проектов Zynga.
Так же, наши разработчики начали осваивать действительно масштабные проекты на приставках. Были показаны сразу 2 игры на приставки - 4x4 и пиратский экшн - к сожалению, не помню его названия.
Новиков Эдуард: Скорее всего, это был Капитан Блад.
Ваши слова действительно вселяют оптимизм. Но не стоит забывать и о недавнем кризисе. Вы уже упомянули об уменьшении "размера" КРИ. Какие настроения царят в игровом бизнесе в нашей стране. Готовы ли инвесторы снова вкладывать деньги или период падения еще не закончился?
Банников Иван: Инвесторы вкладывают деньги, так как общеэкономический кризис закончился, или так все думают. Греки с ними не согласны, правда, но это лирика. Новых крупных проектов действительно меньше, как и анонсов, как и стендов. Инвестиций в индустрию стало меньше, и это ощутимо было на КРИ как никогда.
Новиков Эдуард: И, по-вашему, мнению это в итоге сыграет в минус, или сработает принцип естественного отбора? Как говорится лучше меньше, да лучше.
Банников Иван: Я не из тех, кто радуется чужим бедам. Многие молодые команды разработчиков не переживут этого периода, и возможно, среди них выросли бы свои Мэддоксы, Орловские.
Банников Иван: Кризис вызывает консолидацию - это единственный его положительный фактор.
Новиков Эдуард: Довольно о плохом.
Давайте поговорим и непосредственной цели всего мероприятия. Ваша компания довольно молода и поэтому такой вопрос. Насколько полезно для молодой команды посещать такого рода конференции, то есть насколько КРИ выполняет свою функцию передачи опыта и знаний?
Банников Иван: Да, конечно, это русский GDC, маленький, но все же. Не у всех наших молодых компаний есть бюджеты на полеты в США, поэтому КРИ отличная местная альтернатива, для того чтобы поднимать профессиональный уровень штата.
Новиков Эдуард: В 2004 году Вы присутствовали на КРИ в качестве докладчика, рассказывали, как создать целостный мир в ММОРПГ. По вашему мнению, за 6 лет в нашей стране появилась компания, способная создать качественную альтернативу уже, набившему оскомину, World of Warcraft?
Банников Иван: Многие считают Аллодов Онлайн - русским ответом WOW. Западная пресса очень позитивно относится к проекту. Когда он выйдет на западе, можно будет говорить о "альтернативе". Но все же, нельзя забывать о разнице в бюджетах, которая была всегда и остается. Бюджеты Российских игр в разы меньше бюджетов ААА игр.
Новиков Эдуард: А в чем, по-вашему, мнению, кроется причина? Пятые герои и Disciples III показали, что способны качественно разработать игру для потребностей не только отечественных игроков, пусть пока и по готовым мирам. Совсем недавно вышла Metro 2033, спродюсированная THQ и прекрасно принятая на Западе. Смогут ли такие, вполне успешные проекты помочь в притоке средств в будущем?
Банников Иван: Это долгий процесс. Метро, Крылатые Хищники - хороший знак. Но все же, нужно отойти от свойственной нам "самоуничижающей" интонации. В России очень профессиональная игровая индустрия, способная создавать ААА игры. Об этом не стоит забывать.
Новиков Эдуард: Радует, что так считают люди, непосредственно относящиеся к индустрии.
Если Вы не против, могли бы рассказать о проекте, над которым сейчас работает ваша компания?
Банников Иван: У нас в разработке находятся 2 неанонсированных проекта. Это браузерная ММО Аватары и проект, о котором пока рано рассказывать.
Новиков Эдуард: Из этого следует, что пиратство вам не слишком угрожает. Что Вы вообще думаете о пиратстве и торрент-трекерах в частности? Как говорит Гейб Ньюэлл, пираты это пользователи лишенные качественного сервиса.
Банников Иван: Я считаю пиратство - главной причиной того, что наш игропром все еще не может разрабатывать игры с большими бюджетами. Торрент-трекеры - это полезное изобретение, когда оно не используется для распространения контрафакта. К сожалению, сейчас они только так и используются.
Новиков Эдуард: То есть на Западе пиратства гораздо меньше?
Банников Иван: Существенно
По последним исследованиям - рынок России на втором месте по доли "пиратского" ПО - в том числе и игрового в Мире.
Новиков Эдуард: Тогда, что, по Вашему мнению, необходимо делать, чтобы уйти из такого нерадостного "топа"?
Банников Иван: Это тема для отдельного интервью
Новиков Эдуард:В таком случае, спасибо за потраченное время. Надеемся, в дальнейшем еще не раз услышать мнение людей, играющих не последнюю роль в российской игровой индустрии