Автор |
Сообщение
|
A$taroth
Статус:
Пол:
Стаж: 14 лет
Сообщений: 4829
Рейтинг
|
Амьенский мечтатель, или Пять жанров, которые изобрел Жюль Верн
Вместе с Гербертом Уэллсом Жюля Верна называют одним из отцов-основателей научной фантастики, жанра, окончательно оформившегося лишь во второй четверти XX века. Другие семена, посеянные "амьенским мечтателем", дали всходы десятилетия спустя - более того, процесс жанрообразования, запущенный Верном, не прекратился и по сей день.
Французский писатель Жюль Верн в разные годы
Иллюстрация к роману Жюля Верна "Ледяной сфинкс"
Понятие "фан-фикшн" (сокращенно, с оттенком пренебрежения - "фанфики") применимо почти ко всему корпусу литературы, написанной "по мотивам" оригинальных романов, телесериалов, кинофильмов, настольных и компьютерных игр. Исключение составляют только тексты, созданные по прямому и недвусмысленному заказу правообладателей. В окололитературной среде на авторов "зависимых произведений" принято посматривать свысока - и надо признать, в большинстве случаев скепсис оправдан. Между тем, в свое время должное фан-фикшн отдал и Жюль Верн. Его роман "Ледяной сфинкс" стал продолжением "Повести о приключениях Артура Гордона Пима" ("The Narrative of Arthur Gordon Pym of Nantucket", 1838) Эдгара Аллана По, преданным ценителем творчества которого Верн оставался на протяжении долгих лет. Действие романа начинается через 12 лет после таинственного исчезновения шхуны "Джейн", доставившей к Южному полюсу Пима и его спутников. По следам исчезнувшей экспедиции отправляется судно "Халбрейн" с типичными жюль-верновскими героями на борту... роман-предупреждение: "Париж в XX веке" ("Paris au XXe siecle", 1863/1994) Интересна судьба этой книги: написанная около 1863 года, она пролежала без движения более ста лет, и увидела свет лишь благодаря правнуку автора. По крайней мере, такова официальная версия происхождения "Парижа в XX веке". Если перед нами не умелая мистификация, то это, кроме прочего, еще и первый роман Жюля Верна. Писатель, искренне восхищавшийся плодами научно-технической мысли и изобретательским гением современников, всерьез задумался, к каким итогам может привести НТР лет через сто, в чем опасность узкоутилитарного инженерно-технического мышления для Франции и человечества в целом. Результатом стала литературная антиутопия, роман-предупреждение - вероятно, первое произведение этого жанра в современной европейской литературе. К сожалению, на сей раз Жюль Верн слишком опередил свое время, и издатель отклонил роман начинающего автора, лишив его заслуженных лавров первопроходца.
Иллюстрация к роману Жюля Верна
В XIX веке на глобусе практически не осталось белых пятен, стран и континентов, где еще не ступала нога образованного европейца. Новые локации, неразведанные территории, нужны были писателям-приключенцам как воздух. Тут-то и пошла в ход теория Полой Земли, которую активно популяризировал американский исследователь и общественный деятель Джон Кливз Симмс-младший (1780-1829). Под ее влиянием на свет появился новый жанр со своими правилами и закономерностями: отечественному читателю эта литература знакома прежде всего по "Плутонии" (1924) Владимира Обручева, англоязычному - по циклу Эдгара Райса Берроуза "Пеллюсидар" ("Pellucidar", 1922-1963). Однако лавры первооткрыватели Полой Земли опять-таки принадлежат Жюлю Верну. В романе "Путешествие к центру Земли" он отправил на разведку дивного нового мира, населенного доисторическими животными и коварными дикарями, первую в истории литературы экспедицию в составе профессора геологии и минералогии Отто Лиденброка и его племянника Акселя. киберпанк: "Таинственный остров" ("L’Ile mysterieuse", 1875) Литературное движение киберпанков, давшее толчок развитию одноименного контркультурного феномена, сложился в середине 1980-х. "Киберпанком" критика окрестила произведения, созданные группой авторов, включавшей Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга, Джона Ширли, Пэт Кэдиган, Пола Ди Филиппо и других молодых американских фантастов. "Нейромант" ("Neuromancer", 1984) Гибсона и "Схизматрица" ("Sxhismatrix", 1985) Стерлинга стали вызовом традиции, камнем, брошенным в застоявшееся болото SF&F. Для киберпанка характерен интерес к маргиналам и нонконформистам, общая "нуарная" атмосфера, обостренное внимание к высоким технологиям (прежде всего информационным), проникшим во все сферы жизни децентрализованного общества будущего. Однако еще за сто лет до "Нейроманта" некоторые открытия киберпанков предвосхитил Жюль Верн на страницах "Таинственного острова". Важнейший элемент сюжета романа связан со взломом сети - фактически, хакерским подключением к выделенному каналу связи. Именно так капитан Немо, анонимный благодетель колонистов с острова Линкольн, получает информацию о текущих событиях, а ближе к финалу связывается с героями книги. Перечисляя духовных отцов движения, киберпанки вспоминают и Рэя Брэдбери с его "451° по Фаренгейту", и Томаса Пинчона с "Радугой гравитации" — однако именно Жюль Верн по праву должен стоять первым в этом ряду.
Иллюстрация к роману Жюля Верна "20000 лье под водой"
Основополагающим романом стимпанка ("парового панка") принято считать "Машину различий" ("The Difference Engine", 1990) все тех же неутомимых Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга. Стимпанк — литература антуражная, рассчитанная прежде всего на внешний эффект, играющая на контрастах. Паромобили на узких улочках Лондона, дифференциальный исчислитель Бэббиджа, окруженный толпой деловитых клерков в нарукавниках, боевые дирижабли, обстреливающие позиции Севера или Юга, в зависимости от симпатий автора... Иными словами, действие большинства таких произведений происходит в викторианском обществе, где научно-техническая революция привела к куда более радикальным последствиям, чем в нашей реальности. Тут уж ни одному писателю не удалось избежать старой доброй "жюль-верновщины". Ну а "20000 лье под водой" здесь вне конкуренции. Гигантская субмарина "Наутилус", бороздящая океаны и безжалостно топящая судна, идущие под британским флагом, и ее сумрачный капитан, индийский принц Даккар, скрывающийся под псевдонимом Немо, вписываются в стимпанковские декорации идеально.
Автор - Василий Владимирский
|
|
Impulse
Статус:
Стаж: 15 лет
Сообщений: 257
Рейтинг
|
В претензии к автору статьи Василию Владимирскому. Но у Жюля Верна киберпанка нет.
В Таинственном острове вынужденные обитатели острова протянули примитивный телеграф между пещерой и хижиной. А капитан Немо просто подключился к их линии и прослушивал их.
Он скрутил вместе пару проводов, а автор статьи назвал это "взломом сети" и "хакерским подключением"? Да и в произведении это совсем не "важнейший элемент сюжета", а всего лишь мелкая деталь повествования.
Таинственный остров такой же киберпанк как человек, протягивающий телефонные кабеля - хакер.
Такое ощущение, что автор читал описание к рассказу, вместо самого рассказа.
|
|
EIDAN
Статус:
Пол:
Стаж: 14 лет
Сообщений: 1005
Предупреждений: 3
Рейтинг
|
23-Мар-2013 01:40
(спустя 1 месяц 5 дней)
[-]2[+]
Самое смешное...Не все то,где присутствует хай-тек и хакеры - киберпанк.
Но с предыдущим оратором абсолютно согласен. Верн писал такой же киберпанк,как и Лавкрафт.
Строго говоря, даже "20 000 лье под водой" можно с большой натяжкой к стимпанку отнести. Не нравится мне современная тенденция приписывать старым произведениям жанры,появившиеся пару десятилетий назад. Помню, читал статейке о непризнанной готике Цоя. Вот тут примерно то же самое.
_________________ Don't throw your lifelines away
|
|
WarlockRus
Статус:
Пол:
Стаж: 15 лет
Сообщений: 2682
Рейтинг
|
Astaroth писал(а): киберпанк: "Таинственный остров" ("L’Ile mysterieuse", 1875) все, дальше можно не читать. автор статьи - феерический тупень. я даже комментить этот бред в цитате не буду. Astaroth писал(а): стимпанк: "20000 лье под водой" ("20000 mille lieues sous les mers", 1870) фейспалм. какой к чорту стимпанк? это скорее НФ своего времени. ибо все до известного предела вполне научно и вполне сейчас узнаваемо в реальности. а отличие от преувеличений стимпанка. говорить же об изобретении фан-фикшна Верном - это все равно что сказать что колесо изобрели в 19 веке.
_________________ Для него мы все только на миг Задержались под светом звезды По имени Солнце. Существует 2 бесконечности: Вселенная и Глупость. Впрочем, я не уверен насчет Вселенной. ©А.Эйнштейн
|
|
EIDAN
Статус:
Пол:
Стаж: 14 лет
Сообщений: 1005
Предупреждений: 3
Рейтинг
|
Цитата: фейспалм. какой к чорту стимпанк? это скорее НФ своего времени. ибо все до известного предела вполне научно и вполне сейчас узнаваемо в реальности. а отличие от преувеличений стимпанка. Не-не-не,ты не совсем прав Научное обоснование? У Верна? Не смешно. А насчет стимпанка...Вспомни тот же Штальштадт. Верна,в принципе,можно назвать...ну,я не знаю,вдохновителем Стимпанка,что ли. В традиционном стимпанке всякие чуждые нашему миру вундервафли, вроде катушек Тесла в каждом доме,боевых дирижаблей и(да-да) паровых подводных лодок(именно о нём) - элемент базовый,неотрывный кусок мира.Короче говоря,обыденность. У Верна же эти элементы - нонсенс, фантастика в условиях того мира,который он описывает.
_________________ Don't throw your lifelines away
|
|
WarlockRus
Статус:
Пол:
Стаж: 15 лет
Сообщений: 2682
Рейтинг
|
EIDAN писал(а): Не-не-не,ты не совсем прав Научное обоснование? У Верна? Не смешно. лол. сначала прочитай мой пост внимательно, а то ты пишешь свои домыслы. о каком "научном обосновании" речь? я всего лишь сказал что у в "20к лье под водой" нет феерических приувеличений стимпанка, которые в реальности существовать могут только как отдельные уникумы, не факт, что работающие. а у Верна все именно научно и в наше время существует не в виде слов, а в виде реальных вещей и явлений. чем у нас движутся подлодки сейчас??? правильно - как Наутилус, электродвигателями. жесткие скафандры для погружения на дно? первыми описаны Верном. подводное оружие??? хоспади, да оно тоже у Верна описано. подводные клады и их доставка - пламенный привет "20к лье". примеров чуть меньше, чем дофига. и это напрямую противоречит стимпанку - перетащить в наш мир например паротяг или паровинг из пановского "Герметикона" - нереально. нет, перетащить реально, но работать на описываемых принципах он не будет точно. в отличие от НФ. тут можно привести Беляева, как одного из самых известных советских НФ-авторов, в пример. да, писал он фантастику. но в том, что он написал - "Звезда КЭЦ", "Подводные земледельцы" и т.д. - если отбросить идеологическую шелуху, можно найти вполне реальные проекты, часть из которых вполне себе существует как минимум в теории. например, как энергетик, я могу точно сказать, что идея "космической электростанции", передающей энергию на Землю узконаправленным пучком излучения, вполне себе обсуждается в качестве не особо далекого проекта во многих специализированных институтах в тамошних исследовательских и конструкторских бюро.
_________________ Для него мы все только на миг Задержались под светом звезды По имени Солнце. Существует 2 бесконечности: Вселенная и Глупость. Впрочем, я не уверен насчет Вселенной. ©А.Эйнштейн
|
|
EIDAN
Статус:
Пол:
Стаж: 14 лет
Сообщений: 1005
Предупреждений: 3
Рейтинг
|
23-Мар-2013 16:04
(спустя 2 часа 7 минут)
[-]0[+]
W9000 Знаешь,насчет Верна спорить мы можем до бесконечности...Но беда,я заболел,и мозг у меня не варит. Давай же сойдемся на мысли,что "20 000 лье под водой" - такой же стимпанк,как "Зов Ктулху" - сказка для детей,хорошо? Думаю,ты согласишься с этим так же,как и я. З.Ы Хоть понятие "стимпанк" у тебя несколько...отличается от каноничного обьяснения сего жанра.
_________________ Don't throw your lifelines away
|
|
WarlockRus
Статус:
Пол:
Стаж: 15 лет
Сообщений: 2682
Рейтинг
|
мое понятие четко согласуется с количеством прочитанных представителей жанра.... стимпанк - это не только пар. это еще и гиперболизированные, возведенные в абсолют, а то и в абсолютный абсурд изобретения и научные идеи - например космический корабль на дровах(и не факт, что на паре), филосовский камень в кач-ве источника энергии, дирижабли-бомбовозы в массовом применении, упомянутые выше катушки теслы эпичных размеров в каждом доме и т.д.
_________________ Для него мы все только на миг Задержались под светом звезды По имени Солнце. Существует 2 бесконечности: Вселенная и Глупость. Впрочем, я не уверен насчет Вселенной. ©А.Эйнштейн
|
|
EIDAN
Статус:
Пол:
Стаж: 14 лет
Сообщений: 1005
Предупреждений: 3
Рейтинг
|
Цитата: мое понятие четко согласуется с количеством прочитанных представителей жанра.... стимпанк - это не только пар. это еще и гиперболизированные, возведенные в абсолют, а то и в абсолютный абсурд изобретения и научные идеи - например космический корабль на дровах(и не факт, что на паре), филосовский камень в кач-ве источника энергии, дирижабли-бомбовозы в массовом применении, упомянутые выше катушки теслы эпичных размеров в каждом доме и т.д. В чем то ты прав.Но не во всем. Почитай Чайну Мьельвиля. Это сферический стимпанк в вакууме. А потом почитай любую книгу из обычной НФ.Та же "Стальная Крыса" подойдет. Отличия прежде всего - в подаче и в позиции рассказчика. Технологии определенной эры имеют место быть,но не они главное. Там много моментов...Можно так сказать,дух каждого "стимпанк" - произведения всегда одинаков.
_________________ Don't throw your lifelines away
|
|
WarlockRus
Статус:
Пол:
Стаж: 15 лет
Сообщений: 2682
Рейтинг
|
Стальная Крыса - это что угодно, но точно не "обычная НФ"
_________________ Для него мы все только на миг Задержались под светом звезды По имени Солнце. Существует 2 бесконечности: Вселенная и Глупость. Впрочем, я не уверен насчет Вселенной. ©А.Эйнштейн
|
|
EIDAN
Статус:
Пол:
Стаж: 14 лет
Сообщений: 1005
Предупреждений: 3
Рейтинг
|
W9000
Абсолютно обычная НФ в традиционном гаррисоновском стиле.
_________________ Don't throw your lifelines away
|
|
Текущее время: 24-Ноя 22:59
Часовой пояс: GMT + 4
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям Вы не можете скачивать файлы
|
|