Ошибка

Десять образов Кристиана Бейла [Кино / Обзор]

Ответить на тему
 
Автор Сообщение

A$taroth

Статус:info

Пол: Пол:Муж

Стаж: 14 лет

Сообщений: 4829

Рейтинг

post 30-Янв-2014 21:49 2[+]

Quote


Десять образов Кристиана Бейла


30 января Кристиану Бейлу исполнилось 40 лет. Мы решили вспомнить десять ярких образов, сыгранных юбиляром за почти тридцатилетнюю карьеру.

«Метролэнд»


Рутинную жизнь ещё молодого, но уже пустившего корни в скучном миддл-классе англичанина Криса (Кристиан Бейл) нарушает приезд лучшего друга из тех, что никогда не остепенится — писателя-неудачника и вечного странника (Ли Росс). У Криса полный набор счастливого мещанина: умница-жена, ребёнок, ипотека и даже огородик, но он нет-нет да и застынет, погружённый в романтические воспоминания о Париже 1968-го.

Экранизация первого романа современного английского классика Джулиана Барнса. Режиссёр-ветеран Филип Савилл меняет структуру оригинала, подавая историю в ретроспективе из 1977 года, берёт в композиторы меланхолично сахарного Марка Нопфлера и отдаёт бенефисную главную роль Бейлу, который моложе своего героя лет на десять. Последнему, по сути, приходится играть три возраста, доказывая в каждом, что актёр он, как говорится, абсолютно не «барнсовский» — скорее уж «макьюэновский». Режиссёрские стратегические промахи меньше всего бьют по Бейлу — а больше всего по Барнсу, который экранизирован, что называется, мимо нот.

«Бархатная золотая жила»


Лондон, первая половина 1970-х. Эра глэм-рока в разгаре. Лунный юноша Брайан Слэйд (Джонатан Рис Майерс) кометой врезается в музыкальный ландшафт, чтобы спустя несколько лет быть убитым прямо на сцене. Журналисты быстро смекнули, что смерть — очередная мистификация рок-идола, но след Слэйда теряется. Спустя десять лет герой Бейла, видевший расстрел своего кумира, начинает журналистское расследование, чтобы узнать куда тот делся.

Трибьют самой вопиющей и помпезной рок-эпохи от одного из столпов «независимого» американского кинематографа Тодда Хейнса. Стащив ходовую часть несколько формального расследования у «Гражданина Кейна», Хейнс ставит почти оперу о природе такого понятия, как поп-идол. В детали он влюблён ничуть не меньше, чем в своё либретто, из-за чего порой увлекается и отвлекается. Тому же, кто не запутается в подолах и не наберёт полный рот мишуры и блёсток, режиссёр перескажет несколько лет из истории рока, изменив лишь фамилии её героев. Бейл играет роль-функцию наблюдателя и проводника идей, перед которым происходит вычурное действо. Как и у большинства задействованных в «Бархатной золотой шахте» актёров-мужчин, роль эта героическая, из того разряда, когда самоотдача и вживание в образ подбирается к границам человеческого мужества. При этом, как всегда у Хейнса, лучшая партия достаётся женщине — Тони Коллетт, играющей жену Слэйда.

«Американский психопат»


Артефакт эпохи, который, по сути, остановил конвейер культовых контркультурных картин, запущенный в девяностые. Патрика Бейтмана знают все. Кто не по книге Брета Истона Эллиса, так точно видел забрызганное кровью лицо на миллионе живописных арт-постеров. Бейтман — яппи-материалист с апартаментами на Манхэттене: мажор с платиновой кредиткой, помешанный на престиже и здоровье метросексуал-модник и меломан с дурацким вкусом. На тёмной стороне личности расположен безжалостный садист и маньяк.

Экранизация Мэри Харрон стала первой большой американской ролью Бейла. Образ человека с «двойным дном» определяет вектор его голливудской карьеры и формирует амплуа, с которым актёр добросовестно проходит все нулевые: то миллионером с секретной жизнью и одержимым фокусником у Кристофера Нолана, то сломавшейся машиной тоталитаризма в «Эквилибриуме», то ковбоем-неудачником с фальшивым прошлым в «Поезде на Юму». Путь к образу Тёмного рыцаря начинался именно здесь — с выпуклой и полнокровной (как бы иронично это не звучало) роли Бейтмана.

«Эквилибриум»


Мир в руинах после Третьей мировой войны. Тоталитарное государство Либрия законодательно запрещает любые человеческие эмоции, которые теперь — вирус-зараза и болезнь, требующая медикаментозного вмешательства. Искусство под запретом, вне закона даже зеркала в рамках, лампы в абажурах и прочий декор (то есть с Уэсом Андерсоном расправились бы первым). Герой Бейла — «силовик» из милитаризированного подразделения «людей в чёрном», которое следит за порядком в новом мире. Сначала по ночам ему снится жена, казнённая за эмоциональное преступление, а позже, потрясённый арестом женщины, он перестаёт принимать антиэмоциональную сыворотку и переходит на светлую сторону.

2002 год, первый в статусе голливудской звезды, Бейл отрабатывает двумя героическими образами: охотника на драконов во «Власти огня» и выпавшего из строя ледяного стража порядка в «Эквилибриуме». Если во «Власти огня» ему пришлось мериться щетиной и маскулинностью с бессовестно прекрасным Мэттью МакКонахи, то у Курта Виммера ему выпадает первый сольный выход. Кино безнадёжно провалилось в прокате, но навсегда останется в красном уголке любого фаната дизайнерских футуристических боевиков благодаря хореографическим этюдам ган-ката (откровенно пижонское боевое искусство с пистолетом), галереи фактурных мужиков и двум чемоданам цитат, которыми Виммер фарширует свой сюжет. Тема двойственной сущности героя Бейла здесь цветёт в полный рост, хотя и подана с излишним мелодраматизмом.

«Машинист»


В прологе болезненно худой человек закатывает труп в ковёр и везёт на берег моря, чтобы избавиться от него. Там вроде бы приходится убить ещё раз. Основной сюжет стартует раньше. Тревор Резник (идеальное имя для маньяка, хотя сценаристы имели в виду Трента Резнора) работает на заводе, читает Достоевского, спит с умной проституткой, тихо влюблён в официантку-брошенку и высыхает от бессонницы. Человек он, по всем признакам, неплохой. По крайней мере, к нему тепло относятся сразу две женщины с грустными глазами. Но даже они понимают, что у него проблемы с головой. Потом в цеху появляется похожий на Марлона Брандо новый сварщик, а обе дамы слово в слово говорят Резнику одно и то же. Всякие сомнения, что имеешь дело с ненадёжным рассказчиком, пропадают.

«Машинист» стал самым бескомпромиссным вживанием Бейла в образ. Актёр так похудел для роли, что на отметке 54 кг продюсерам пришлось его остановить из соображений безопасности (Бейл был нацелен на итоговый вес 45 кг). Работа в таких физических кондициях видна в каждом взмахе ресниц. Небесталанный режиссёр Брэд Андерсон, чьи лучшие работы сделаны в жанре параноидального триллера, врёт без остановки: выдаёт Испанию, где делался фильм, за необходимую по сюжету Калифорнию (получается очень условное «нигде»); снимает, что называется, между преступлений, заставляя цвести буйным цветом всякие нехорошие мысли под очень хичкоковский саундтрек, и играет в виселицу.

Трилогия о Тёмном Рыцаре
(«Бэтмен: Начало»/«Тёмный рыцарь»/«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды»)


Трёхактовая драма, едва не ставшая поворотной в эволюции голливудских кинокомиксов. С момента выхода на экраны первого фильма, каждый продюсер или режиссёр, заявляющий о намерениях сделать кино про супергероев, употребляет заветное слово «darker» (запасное — «grounded»), окончательно себя дискредитировавшее после премьеры «Человека из стали». Не брезгуют им даже люди из киновселенной Marvel, хотя и сделали всё, чтобы отмахиваться от провозглашённого зазора между интеллектуальным комиксом и чистым аттракционом стало хорошим тоном. Кристофер Нолан взялся за супергероя с потрёпанной — предыдущими блокбастерами — репутацией, чтобы перегрузить его (в буквальном и переносном смыслах) чувством вины и страха.

Кто кому был больше нужен — Бэтмен Нолану или Нолан Бэтмену, уже не разберёшь, как не разберёшь, чей Человек-летучая мышь милее — бёртоновский или нолановский. Бёртон любит всех, но краски больше тратит на злодеев. Крис сосредоточен на Брюсе Уэйне. Все злодеи здесь — не больше, чем «боссы» в конце уровней в компьютерной игре, а главный враг/противник сидит внутри и, в принципе, непобедим. Готовый к любым физическим и моральным перерождениям Бейл в заданной системе координат кажется идеальным выбором (у Нолана вообще идеальный вкус в кастинге). За три фильма ему удаётся побыть Люком Скайуокером, Гамлетом, Говардом Хьюзом, Иисусом и популярным в народе неуловимым мстителем.

«Спасительный рассвет»


В 1966 году — американская армия с головой ушла во вьетнамскую кампанию — пилота BBC США Дитера Денглера (Бейл) сбивают над Лаосом и помещают в лагерь для военнопленных. Спустя полгода он оттуда бежит вместе с сокамерником, пилотом Дуэйном Мартином (Стив Зан). Около месяца они скрываются в джунглях, но когда прилетят свои, в живых останется только главный герой на грани истощения.

В первом приближении кажется, что классика Вернера Херцога озаботили героической историей выживания, которую он, несчастный, тащит на себе, скрежеща зубами. Изображающие американских военных актёры работают в каком-то опереточно-агитационном режиме: грубо смеются в голос, хлопают друг друга по плечу и вообще похожи на людей из плохого сериала. Возникает ощущение, что актёры Херцогу мешают; скорее, даже раздражают режиссёра, занятого изучением природы. Вся эта буффонада продолжается до тех пор, пока герой Бейла не начинает терять вес. По мере того, как с него сходят килограммы, а взгляд становится безумным, актёр и природа начинают работать в такт. Херцог заводит фильм в такие дебри, где категории «война» и «свобода» — как ни крути, ключевые для жанра — просто не работают. Есть жажда жизни и мир вокруг — больше ничего.

«Престиж»


Два иллюзиониста, работавшие вместе, но разошедшиеся после трагического инцидента, параллельными путями пробиваются в примы, будучи в перманентном состоянии войны-ненависти. Практически уничтожив друг другу репутацию, соперники готовят финальный штурм. Альфред Борден (Бейл) начинает показывать свой главный трюк «Исчезновение человека», а Роберт Энджер (он же Великий Дантон, он же Хью Джекман) одолевает Николу Теслу заказом на загадочный телепорт.

Кристофер Нолан снова плетёт сложносочинённую, многоступенчатую интригу. Выходить за попкорном и просто часто моргать — себе в убыток, можно не собрать все нити. Режиссёр как всегда действует с очень серьёзным выражением лица, хотя купиться на некоторые сценарные трюки временами также сложно, как не купиться. «Престиж» — это фильм-обманка, который, складывается ощущение, весь затеян ради гранд-финала, того самого «престижа». Нолан бросает эту кость, но ни на секунду не становится Шьямаланом. В каждом кадре здесь идёт работа, видна архитектура замысла. Он понимает, что в конце зритель из сноровистых угадает под каким напёрстком шарик, потому занят драмой о наваждении и самоотречении. Бейл со сталью во взгляде играет здесь самую недооцененную из своих ролей, которая отдана в жертву монолитному сюжету. Фильм практически о том же.

«Поезд на Юму»


Банда Бена Уэйда (Рассел Кроу) грабит дилижанс с деньгами, а их главарь по замысловатой траектории — с заездом в город, посещением салуна и тамошней барменши — почти добровольно сдаётся. Теперь грозу прерий надо доставить к железнодорожной станции в соседнем городке. Людей в конвой не хватает — берут из гражданских. Ковбой-неудачник на грани разорения и свидетель того ограбления Дэн Эванс (Бейл) вызывается помочь за круглую для себя сумму. Уэйд спокоен и даже расслаблен, понимая, что братья по оружию его отобьют.

«Поезд на Юму» — исключительный случай, когда большой современный вестерн не суёт нос дальше заявленного жанра. Режиссёр Джеймс Мэнголд, человек с идеальным чувством кинематографического ритма, улучшает одноимённый исходник 1957 года, но делает это исключительно по правилам — чистый жанр и никаких запрещённых приёмов. У актёров к римейку, похоже, свои счёты: Рассел Кроу достал откуда-то из глубины души потухший было блеск, Бен Фостер, Питер Фонда, Логан Лерман и обе женщины, Гретхен Мол и Винесса Шоу, идеальны на втором плане, а Бейл впервые в карьере играет аутсайдера — своего среди чужих, чужого среди своих.

«Боец»


История боксёра-«трамплина» (так называют «пушечное мясо», которое обычно ставят против заведомо более сильного и амбициозного соперника) Микки Уорда (Марк Уолберг) по кличке «Ирландец», переломившего карму и ставшего в 2000 году чемпионом мира. Подъём начался после того, как его старший брат-наркоман Дикки (Бейл) и по совместительству тренер загремел в тюрьму, а Микки нашёл в себе силы отказаться от мамы-менеджера (Мелисса Лео).

За роль Дикки Эклунда Кристиан Бейл с первой попытки получает абсолютно заслуженный «Оскар» (за лучшую роль второго плана). Снова аутсайдер, да ещё и перевоспитавшийся — киноакадемия не могла пройти мимо. Стоит напомнить, что именно в том году у «Оскара» начинается бурный роман с режиссёром Дэвидом О. Расселом. Тот долго ходил в перспективных: снял несколько программных «инди», совершил нестыдную вылазку в большой Голливуд — а потом исчез с орбит (имела место долгая и мутная история с невышедшим фильмом «Nailed»), чтобы вернуться с пулемётной очередью из трёх фильмов за четыре года, каждый из которых либо получал, либо ещё получит «Оскар». У Рассела есть грув, остальные его достоинства не столь очевидны. В «Бойце» всё работает настолько легко и непринуждённо, что любой анализ картину только портит. Да, это очень предсказуемое спортивное кино; конечно, про Золушку. Да, здесь великий актёрский ансамбль — от главных звёзд до любой из сестёр Уорда. Но любим мы его, как говорится, не за это.
Автор - Дмитрий Гнедич


Profile PM

post 02-Фев-2014 22:59 (спустя 3 дня) [-]0[+]

Топик был перенесен из форума Новости в сети в форум Кино

A$taroth
 

post 07-Фев-2014 23:17 (спустя 8 дней) [-]0[+]

Топик был перенесен из форума Кино в форум Обзоры / Авторские статьи

A$taroth
 
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 25-Ноя 01:01

Часовой пояс: GMT + 4



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы