Ошибка

Режим со звуком: Музыкальная азбука Мартина Скорсезе [Обзор]

Ответить на тему
 
Автор Сообщение

A$taroth

Статус:info

Пол: Пол:Муж

Стаж: 14 лет

Сообщений: 4829

Рейтинг

post 21-Фев-2014 23:49 0[+]

Quote


Режим со звуком: Музыкальная азбука Мартина Скорсезе


RS исследует фильмы режиссера, чтобы понять, как ему удалось превратить современную музыку в уникальный кинометод

В самом начале своего нового фильма «Волк с Уолл-стрит» Мартин Скорсезе показывает нам эпизод с лихой вечеринкой, которую закатывает в офисе молодой выскочка-брокер в исполнении Леонардо ДиКаприо. Там есть все: стриптизерши, бритоголовая секретарша и даже оркестр, марширующий вокруг впавших в животное исступление сослуживцев. Все вполне в духе любой похабной комедии — до тех пор, пока Скорсезе не включает «Dust My Broom» Элмора Джеймса. Настроение действа тут же меняется: придурковатая вакханалия вдруг становится зловещей, и весь этот гедонистический отрыв сочетается с вкрадчивой гитарой Джеймса просто идеально.

Скорсезе давно известен как настоящий мастер в выборе музыки: он точно знает, какой поп- или рок-трек в определенной сцене гарантированно унесет вас в стратосферу. Для каждого случая у режиссера свои инструменты: он может включить Бернарда Херманна или сонату Баха, десятки раз он использовал винтажный r'n'b, ду-воп, блюз или номера времен «британского вторжения». Чтобы сделать свои фильмы по-настоящему живыми Скорсезе, по собственным словам, выбирает «музыку, которую мы привыкли слышать на улицах». Чтобы изучить метод режиссера, мы нашли самые запоминающиеся музыкальные номера в его картинах — в итоге получилась коллекция истинных рок-символов: от трека «Atlantis» Донована до Уоррена Зивона.

(Фрагменты расположены в порядке английского алфавита, — прим. RS)


Скажем честно: прихиппованная фолк-песенка о подводной утопии — последнее, что вы ожидаете услышать во время кровавой сцены в баре. Но Скорсезе решил, что наложение гармонии Эры Водолея на вопли гангстера Билли Баттса, которого отбивают как кусок мяса, добавит эпизоду иронии. Игра стоила свеч: вы слушаете, как фолк-певец из 60-х воркует о том, как оказался на дне океана, видите, как человека бьют ногами в живот, — и вот уже ясно различаете образ Тарантино, сидящего в углу с блокнотом для режиссерских заметок.
          



Один из самых известных музыкальных моментов в кино: напористый герой Харви Кейтела просыпается от кошмара. Как только его голова снова касается подушки, вступают барабаны из трека The Ronettes 1963 года — и действие тут же завертелось. Поп-мелодии, разумеется, появлялись в саундтреках и раньше, но в том, как их стал использовать Скорсезе, было что-то особенное: музыка, которая звучала на улицах, передавала саму уникальную и живую уличную атмосферу. В том, как режиссер соединил визуальный ряд и музыкальный бит, и проступает его новаторство — перед нами художник, превративший поп-музыку в собственный кинематографический прием.
          



Многие режиссеры, чтобы добавить огня какому-нибудь моменту в фильме, с радостью возьмут из этого трека Stones с диска «Sticky Fingers» пару проигрышей, духовую партию или латино-перкуссию. Но только не Скорсезе: для рассказа о криминальной карьере Ники Санторо в Лас-Вегасе он берет пьесу, длящуюся более семи минут, целиком. Когда Санторо, которого играет Джо Пеши, запрещают показываться в казино, он решает идти своим путем. Динамичный монтаж во всей полноте представляет его подвиги, и к финалу песни перед нами — законченный образ нового хозяина Города Грехов.
          



«До Дилана я добрался слишком поздно», — сказал Скорсезе бывшему кинокритику журнала Time Ричарду Шикелю. Режиссер застал переменчивого рок-героя в отличной форме, когда снял половину его сета на последнем концерте The Band в 1976-м (все четыре своих номера Дилан запечатлеть не разрешил). Однако Скорсезе не удалось увидеть артиста, некогда звавшегося Робертом Циммерманом, до начала его «электрического периода», до печально известного случая, когда фанаты стали кричать ему из зала: «Иуда!», — об этих событиях режиссер сделает документальный фильм «Нет пути назад: Боб Дилан» (2005), который утвердит значимость культурного переворота, случившегося после турне Дилана в 1966-м. Идеальная пара: артист, совершивший революцию в американской музыке, и режиссер, давший новую жизнь американскому кино.
          



Задолго до того, как Фрэнсис Форд Коппола использовал эту эпическую историю эдипова безумия в «Апокалипсисе сегодня», Скорсезе взял ее для... сексуальной сцены. Уговорив прокатчиков включить в свой дебютный фильм немного голых тел, режиссер снял обнаженного Харви Кейтеля, развлекающегося с разными девушками в полупустом лифте. На лихорадочные моррисоновские слова «Убийца проснулся до рассвета» приходится сюрреалистическая нарезка кадров, усиливающая фрейдистский эффект. Сцена выглядит как ранний опыт в клипмейкерстве — и как предвестник будущих провокативных экспериментов Скорсезе с рок- и поп-композициями.
          



«Ты когда-нибудь слышала эту песню?» — спрашивает психопат Макс Кейди, мурлыча по телефону с недружелюбной девочкой-подростком — героиней Джульетт Льюис. Затем Макс нажимает кнопку «play» на своем бумбоксе, и мы слышим вдохновленную госпелом мольбу Ареты Франклин 1967 года, призывающую мужчин уважать представительниц прекрасного пола. «Ты можешь мне верить, потому что я правильный мужчина», — говорит маньяк, которого сыграл Роберт Де Ниро, и превращает песню королевы соул-би-сайдов в тихий рык хищника, готового показать клыки.
          



Никто кроме Мартина не находил более удачного применения композициям Stones в саундтреках. Ни одна другая песня не использовалась режиссером чаще, чем этот номер с «Let It Bleed» 1969-го. Вы слышите ее, когда Рэй Лиотта налаживает «связь с Питтсбургом» в «Славных парнях», а живая версия композиции звучит в двух сценах убийств в «Казино». Но мы голосуем за «Отступников», где Скорсезе подкладывает трек под кадры хроники беспорядков в Южном Бостоне, а в финале песни появляется сам Сатана — жестокий вор в исполнении Джека Николсона.
          



Скорсезе всегда тяготел к Stones, однако вы можете догадаться, почему он решил посвятить документальный фильм продолжительностью три с половиной часа самому неприметному участнику «ливерпульской четверки». Прослеживая карьеру гитариста от безумных дней на концертах в Гамбурге до обретения статуса мировой знаменитости, режиссер показывает эпоху дикой битломании глазами Харрисона и пытается объяснить, почему он в итоге обратился к духовным поисках во имя полной реализации своей личности. Скорсезе делает четкий фокус на стремлении музыканта к высшим сферам, с почтением описывая его сольную карьеру и заигрывания с восточными религиями.
          



Вырвав страницу из руководства пользователя Pogues, эта команда из Куинси, Массачусетс, на ранних порах начала подмешивать кельтские мотивы в свой ой-панк. Скорсезе решил сделать разудалый номер на слова Вуди Гатри неофициальной музыкальной темой своей оскароносной саги о преисподней бостонского Бинтауна. Американо-ирландский мир гангстеров и полицейских, которым правят традиционная жестокость и современная паранойя, филигранно отражается в этом шумном и бурлящем треке.
          



Когда Король попа подписывает вас на съемки клипа на второй сингл следующего за «Thriller» альбома, вы делаете лучшее, на что способны. Именно так поступил Скорсезе, придумав 18-минутное видео, которое начинается с брутальной черно-белой драмы (с участием миловидного Уэсли Снайпса) и трансформируется в цветной мюзикл, снятый на огромной парковке. Танцевальные движения Джексона сняты так тщательно, словно Скорсезе выпустил на волю внутреннего Винсента Минелли и отдал дань «Вестсайдской истории».
          



Поджарый певец, сонграйтер и актер исполняет кавер на «I'm So Lonesome I Could Cry» Хэнка Уильямса на саундтреке фильма «Алиса здесь больше не живет», но самое удачное соединение музыки Кристофферсона и режиссерского замысла произошло именно в «Таксисте». Это уже классика: Трэвис Бикл слышит от вожделенной им девушки, что он напоминает ей строку из кантри Криса: «Ходячее противоречие: отчасти настоящий, отчасти выдуманный». После этого герой Де Ниро идет покупать диск — и многие киноманы следуют его примеру. Теперь, спустя тридцать восемь лет, невозможно слышать эту песню, не думая об «одиноком божьем человеке» и резне, которую он устроит.
          



Эрик Клэптон вспоминает, что написал эту оду нереализованному желанию, когда влюбился в жену своего друга Джорджа Харрисона Патти Бойд. Но Скорсезе решил, что знаменитая кода композиции отлично подходит для финальной сцены резни. Режиссер соединил партию клавишных Джима Гордона и слайд-гитару Дуэйна Оллмана со сценами, в которых полиция обнаруживает трупы гангстеров, точно засинхронизировав движения камеры с мелодическим рисунком. С последними затухающими нотами, приходит чувство, что золотые времена «ребят» официально закончены.
          



Этот живой кавер на песню Pink Floyd — не первый номер Вэна Моррисона, использованный Скорсезе: он исполнял свою версию «Caravan» в «Последнем вальсе», режиссер также включил фрагмент «T.B. Sheets» в саундтрек «Воскрешая мертвецов». Но этот эпизод — должно быть, лучший результат симбиоза режиссера и музыканта: Моррисон сумел добавить немного тепла секс-сцене с участием Леонардо ДиКаприо и Веры Фармиги. Североирландский певец всегда был специалистом по проникновенным трекам, но кто мог представить, что ода отчуждению из «The Wall» может прозвучать так возвышенно — или что Скорсезе использует его, чтобы проиллюстрировать прелюдию к соблазнению?
          



Возможно, самый тревожный эпизод американского кино: обдолбанный кокаином Рэй Лиотта делает свои гангстерские дела, постоянно поглядывая на «тот вертолет в небе». Может, его уже накрыли? Или это просто наркобред? Третий хит Нилссона с его покорившего чарты альбома «Nilsson Schmilsson» — не слишком быстрая песня, однако от нее веет ужасом: так и должна звучать паранойя. Чем дольше вы слышите стонущие крики певца в финале, тем туже натягиваются ваши нервы.
          



Даже примитивный рефрен, вынесенный в название трека, экстраординарный соул-певец мог исполнить так, что в нем одновременно слышались и горестный плач, и сексуальная страсть. Именно так Скорсезе решил подчеркнуть драматичность семейных отношений героев Де Ниро и Шэрон Стоун. Фрагмент с саксофонной партией режиссер берет для сцены, где Де Ниро встречается со своими мафиозными боссами — тут уже интимные отношения иного рода. Реддинг добавляет бойкого ритма беседам джентльменов о доставке бочек с наличными.
          



Любимый проект Скорсезе, который повествует о жизни и смерти Иисуса Христа, полностью разрушив рамки традиционного библейского эпоса. Режиссер понимал, что типичный для Голливуда помпезный саундтрек здесь будет неуместен, поэтому попросил бывшего фронтмена Genesis написать музыку, которая отразит нестандартные нюансы фильма. Лауреат «Грэмми» привлек к работе исполнителей Каввали (положенная на музыку суфийская поэзия, — прим. RS), сенегальских музыкантов, наполнил композиции ближневосточными мотивами и в итоге спровоцировал настоящий бум world music. Самого Гэбриела эта работа вывела на новые территории, лежащие за привычными для него рамками прог-рока.
          



Свинговый номер, написанный итальянским крунером Тони Ренисом (английский текст сочинил всеми любимый вокалист Пэт Бун), — один из треков, проходящих через все действие черной комедии Скорсезе о яппи, потерявшемся в центре Манхэттена 80-х. Еще один пример соединения типичных приемов Скорсезе с поп-музыкой — песня изрядно добавляет чудаковатости парню, который оказался за пределами 14-й улицы и не может найти дорогу домой.
          



Они были британскими детьми, влюбленными в американских блюзменов. Он был подростком-астматиком, росшим в Маленькой Италии в окружении уличной шпаны. Но каждая сторона настолько непредсказуема, что в итоге у них обнаруживается много общего. Скорсезе так часто использовал песни Stones во множестве фильмов (в ход шли и оригиналы, и каверы, включая версию «Satisfaction» от Devo), что когда он наконец нашел время, чтобы снять фильм-концерт, результат оказался несколько разочаровывающим. Но попробуйте прочувствовать волну живой энергии, которой пропитан «The Rolling Stones: Да будет свет» 2008-го, — и вы поймете, что они до сих пор умеют показывать все лучшее друг в друге.
          



Нетипичный для коллектива фанк-номер появился на их диске 1973 года «Holland» почти что в последнюю минуту. Скорсезе взял этот трек для самой морализаторской сцены своего криминального триллера. Мы видим, как персонаж Николсона — абсолютно деградировавший гангстер — коррумпирует честных полицейских и проливает реки крови; но когда он замечает возле буфетной стойки священника-педофила, он становится голосом совести всей общины. Бит Рики Фатаара будто издевается над чудовищем, превратившимся в святошу, делая его праведный гнев (в сочетании с похабным рисунком, который он отдает монахине) дьявольски смешным.
          



Один из самых известных стэдикам-проходов в истории кино: трехминутная сцена, которая начинается на улице перед входом в Copacabana, пролетает через недра клуба и финиширует на сцене, где выступает Хэнни Янгмен. Бандит Генри Хилл пытается очаровать будущую жену Карен своими большими связями, — Скорсезе решил, что тут более чем уместен хит The Crystals 1963 года о девушке, которую носят на руках. Виртуозная операторская работа плюс «стена звука» от Фила Спектора отлично передают ощущение накатывающего опьянения властью.
          



Что может лучше подойти для финала эпоса об ирландских эмигрантах, которые борются за контроль над районом Пяти Углов в Нью-Йорке, чем новая песня ирландских стадионных королей U2? Скорсезе привлек Боно и компанию к написанию трека для финальных титров, и команда выдала посвящение тем, кто строил «стеклянные и стальные каньоны» американской нации. Величественная композиция, как ни странно, хорошо сочетается с идеей режиссера сделать историческую драму об отбросах общества.
          



У Скорсезе есть слабость к Мотауну и классическому року, что не мешает ему обращаться к панку, когда того требует случай. (Да-да, например, «Pay to Cum» Bad Brains в «После работы».) Взять грязную, наглую версию Вишеса классической песни Синатры для эпизода, в котором мы видим, как Генри Хилл превращается из крутого парня в придурка, — это отличная идея. Людям вроде Хилла нравится думать о себе как о высшей расе, хотя на самом деле они всего лишь шайка головорезов в сшитых на заказ костюмах. Эта версия «My Way» очень им подходит.
          



Сюжет главного хита Procol Harum строится вокруг мужчины, который пытается затащить девушку в постель, но головокружительная партия сделала этот трек идеальным музыкальным мотивом своей части триптиха 1987 года, в котором также участвовали Френсис Форд Коппола и Вуди Аллен. Рассказ о том, как художник (Ник Нолти) сначала наблюдает за своей ученицей и музой (Розанна Аркетт), влюбляется в нее, а потом видит, как между ними растет пропасть, перемежается музыкальным рефреном группы. Скорсезе вновь запускает трек в финале, и мы понимаем, что круг, по которому ходят все люди, замкнулся.
          



Скорсезе останавливается на этом протестно заряженном номере со второго альбома Дилана «The Freewheelin' Bob Dylan» после быстрой пробежки сквозь ранние фолк-годы в Нью-Йорке, чтобы показать антисегрегационные настроения музыканта. Режиссер иллюстрирует рассказ кадрами демонстраций за гражданские права. Короткая передышка перед тем, как преступить к главной теме фильма — прорыву 66-го — которая позволяет меньше чем за 30 секунд рассказать, как человек менялся в контексте конкретного времени.
          



Давно ходят слухи, что Скорсезе пришлось пойти на некоторые технические ухищрения, чтобы скрыть на экране следы некоторых, так скажем, бодрящих увлечений Янга в те времена. Трюк был необходим, в частности, для того, чтобы теперь, когда вы слышите этот хит 1973-го, у вас бежали мурашки по коже. Режиссер смонтировал съемки за кулисами, где Джони Митчелл исполняла бэк-вокальные партии, и на сцене — особое внимание он уделил трио Янга, Робби Робертсона и Рика Данко. И этот эпизод, и весь фильм целиком — безусловно, визуальная метафора общества 60-х.
          



Скорсезе говорил, что хотел заполнить сиквел «Бильярдиста» грязноватой музыкой, которую можно услышать в залах игровых автоматов. Так что лучшего аккомпанемента к сцене с бахвалящимся своими бильярными результатами героем Тома Круза, чем этот неряшливый трек Зивона, просто не придумаешь. Интересно, в 80-е у Тома было прописано в контракте, что он должен танцевать в каждом фильме?
          


Автор - Дэвид Фиар
Источник

Profile PM

post 10-Май-2014 23:39 (спустя 2 месяца 16 дней) [-]0[+]

Топик был перенесен из форума Новости (оформление) в форум Обзоры / Авторские статьи

A$taroth
 
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 25-Ноя 00:36

Часовой пояс: GMT + 4



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы