Owlboy не хочется сравнивать с аналогичными играми, грамотно сочетающими старомодные и современные идеи. При всех заметных и не очень заимствованиях работа D-pad Studious производит впечатление до мозга костей самобытного приключения. Такие игры обычно называют «маленькими шедеврами».
В фэнтезийной реальности на парящих островах проживают забавные создания. От вторжения извне поселение защищают похожие на больших сов стражники. Одним из охранников является наш протагонист по имени Отус. Немой с рождения, герой не отличается выдающимися навыками и становится объектом насмешек со стороны обитателей деревушки. Однако когда соплеменникам угрожает опасность, Отус и его приятель не прячутся в кустах.
При всей сказочности антуража Owlboy не чурается драматичных сцен, а конфликт со здешними пиратами развивается по не самому благоприятному сценарию. В сюжете переплетаются воедино многоходовые планы таинственных личностей, массовые убийства и древние цивилизации. Эта добродушная с виду вселенная скрывает жестокие тайны о вышедших из-под контроля экспериментах и происхождении боевых роботов. С нетерпением ожидаешь очередного рассказа или сюрприза, коих предостаточно.
Это и трогательная история о дружбе, самопожертвовании ради высшей цели и желании доказать остальным, что ты небесполезен. Судьба не щадит Отуса и его товарищей, но они находят в себе силы преодолеть невзгоды. Их характеры развиваются, что отражается на поведении персонажей в ключевых сценах. Трудно не проникнуться симпатией к этой банде «неудачников», мечтающих спасти мир.
В игре не было бы столь притягательной атмосферы, не удели разработчики особое внимание деталям вплоть до эмоций на лицах персонажей. Конечно, полноценной лицевой анимации в Owlboy нет. Однако на физиономиях отдельных героев можно разглядеть страх, ненависть или удивление. Поэтому они не напоминают красиво нарисованные и при этом безжизненные фигурки. За них переживаешь всем сердцем. Не мешают этому и «текстовые» диалоги без озвучки.
Вообще, Owlboy — это доказательство того, что графика в «пиксельных» проектах может изумлять. Но для этого надо не просто повесить табличку «под старину», а проработать каждую мелочь. Это касается и моделей персонажей, и живых декораций с колышущейся листвой. В ходе визита в пещеру или магазин торговца невольно останавливаешься, чтобы рассмотреть товары или странные механизмы. Игра очаровывает великолепным дизайном и неординарными образами. Всё-таки здесь соседствуют продвинутые технологии и звероподобные создания.
Проект примечателен не только сюжетом и внешним видом, но и необычными составляющими механики. Отус умеет летать и сколь угодно долго парить в воздухе. Он без труда изучает окрестности и пробирается в древние храмы. Впрочем, мобильность остается единственным козырем протагониста. Кроме этого, в его распоряжении есть лишь удар, отправляющий противников в нокаут. Не самый внушительный список способностей.
Зато Отуса сопровождает соратник, вооружённый бластером. Герой хватает друга за шкирку, и дуэт превращается в своеобразную версию боевого самолёта, расстреливающего противников. Потом к команде присоединяются ещё два персонажа со своими особенностями. Один из них, например, сжигает растения, преграждающие дорогу. Напарников разрешено призывать в любое мгновение. Заботиться об их безопасности нет необходимости. Они всегда телепортируются к протагонисту.
Разработчики сконцентрировались не на количестве возможностей, а на многообразии ситуаций. Не успеваешь исследовать просторный уровень, как герой оказывается в заполненном ловушками подземелье. Потом ему запрещают летать, и он должен прыгать по платформам, попутно старясь не попасться на глаза монстрам. Это разбавляется задачками на логику с перетаскиванием предметов и товарищей с места на место.
Пробирается ли Отус через окутанные мглой пещеры, избегает ли прожекторов пиратских кораблей или уклоняется от снарядов, его всегда поджидают в меру продолжительные испытания без перегибов. В отлаженной формуле постоянно появляются неожиданные элементы. Протагониста вынуждают действовать аккуратно или быстро доставить бомбу в указанную точку. Компаньоны иногда отказываются следовать за героем, и ему приходится подстраиваться под обстоятельства.
Owlboy производит впечатление вылизанной до идеального блеска игры. Речь не только о разноплановых задачах. Она избавлена от неоправданных скачков сложности, но регулярно заставляет напрягаться. Управление удобное и отзывчивое. Повествование не прячется подолгу за кулисами и двигается вперёд. Приключение от начала до конца, на протяжении 10 часов остаётся непредсказуемым. Даже в непосредственной близости от титров герой сталкивается с неизвестными ранее трудностями.
Игра не обходится без сражений с врагами. Некоторые рядовые злодеи в состоянии попортить нервы мальчугану, однако со многими неприятелями удаётся разобраться без запинок. Для этого нужно найти достойное применение какого-нибудь навыка Отуса или его товарищей. Так, меткий залп из мушкета отправляет на тот свет целый рой назойливых мошек, которых можно долго расстреливать из бластера.
Противостояния с боссами выделяются непростыми условиями. Тут необходима смекалка, но скорость и реакция всё-таки важнее. Каждый такой бой остаётся в памяти благодаря впечатляющему виду противников или превосходной постановке поединка. Наконец, авторы разбавили приключение динамичными моментами вроде побега от гигантского чудовища.
Вызывает нарекания лишь система развития. В процессе приключения Отус собирает монетки. Если накопить определённую сумму, то выдают награду. Герой повышает запас здоровья и усиливает оружие компаньонов. Также за деньги выдают красивые шапки. Увы, «прокачка» строго линейна.
Diagnosis: Разработчики Owlboy сделали всё для того, чтобы их проект не воспринимался как очередная попытка выехать на ностальгии о былых временах. В игре нет ничего лишнего. Это великолепное сочетание полётов, загадок, сражений с непохожими друг на друга боссами, напряжённых погонь и медитативного исследования локаций. В механике нет ни одного серьёзного изъяна. История не боится быть жестокой и трогательной, а также хранит немало секретов. Графика покоряет с первых минут, да так, что забываешь о «пикселях» и наслаждаешься сказочными декорациями.
Не пропустите этот удивительный долгострой, авторы которого доводили его до совершенства на протяжении почти десяти лет. Они не зря потратили на игру столько сил и времени.
Pro: Необычная, хорошо проработанная вселенная
Интересная история с запоминающимися персонажами
Разнообразные, увлекательные испытания
Напряжённые битвы с боссами
Отточенная механика без явных недочётов
Великолепное оформление локаций
Внимание к мелким деталям
Превосходное музыкальное сопровождение
Contra: Простая система развития
Автор: Михаил Шкредов (Thunder)