«Музыка для меня всё. Я пережил из-за неё два развода и целую кучу прочего дерьма, но она до сих пор является для меня самым важным в жизни. Я предпочитаю её всему остальному».
Таковы слова 39-летнего Петера Тагтгрена – музыканта, продюсера и креативного лидера PAIN. Вся его жизнь связана с музыкой, преодолением рубежей и продвижением логичных и безумных идей. За время своей карьеры он успел создать и возглавить три группы – Hypocrisy, The Abyss и PAIN, а также продюсировать такие известные метал-группы, как Celtic Frost, Children of Bodom, Dimmu Borgir, Immortal и др. Это сделало его одним из самых известных шведских музыкантов и продюсеров. Однако с новым альбомом он сделал ещё один шаг вперёд. Теперь, по его собственным словам, он готов превратить PAIN в лучшую группу своего жанра, которая будет известна всему миру.
Карьера Петера началась в Hypocrisy, группе, исполняющей athmospheric death metal, которую он сам основал в 1990 году и до сих пор возглавляет. Но в 1996 он понял, что хочет писать музыку и в другом жанре, более близком к heavy metal. Однако менять направление Hypocrisy он не хотел, поскольку группа ещё отнюдь не исчерпала себя. Так и появился на свет проект PAIN.
Сольный проект, в котором Петер сам исполнял партии на всех инструментах, по замыслу должен был принадлежать к стилю heavy metal. Но в один прекрасный день он сел за компьютер и начал экспериментировать с битами и рифами, цепочка потянулась, и получился совершенно ни на что не похожий саунд. «Раньше я занимался только death и black metal, и мне жутко хотелось поэкспериментировать со звучанием, изобрести что-то новое, используя больше электроники.»
Работа закипела, Петер почувствовал, что работа с электроникой у него в крови. «Мой отец был инженером, разрабатывавшим синтезаторы и другие электронные клавишные. Он запросто мог разобрать на части и опять собрать видеомагнитофон. Ещё он занимался изготовлением материнских плат и других компьютерных комплектующих». Открыв для себя мир электроники, Тагтгрен понял, что теперь перед ним есть бескрайние возможности, которые раньше были неосуществимы из-за человеческого фактора. «Я хотел, чтобы моя музыка была другой. Думаю, это намного интереснее для людей, да и для меня самого. Важно не идти по лёгкому пути, делая то же, что и все.»
«На новом альбоме – «Psalms of Extinction» – я экспериментировал с ударными сэмплами. Например, один из них был сделан отключением гитары, записью получившегося шума и его закольцовыванием. И таких вещей на альбоме много! Когда я придумываю что-нибудь, мой мозг начинает думать – ‘Хорошо, что ещё интересного изобретём?’». Всю жизнь Тагтгрен заставляет себя не сидеть на месте, а придумывать что-то новое.
«Да, я люблю пробовать и находить границы идеи. Например, я помню, как в первый раз купил Mesa Boogie усилитель в середине 90-х, и мучался с ним, пока не добился совершенного звука, который хотел услышать. На следующий день я его продал и купил другой, чтобы всё начать заново. Вот так я работаю. Вот почему все мои альбомы несколько отличаются друг от друга. Каждый раз закончив альбом я начинаю новые эксперименты. Иногда делаешь ошибки, а иногда всё правильно. В любом случае, это интересно.»
С первого до последнего альбома только одна вещь остаётся низменной в PAIN – это Петер Тагтгрен. Звучание изменилось от более тяжёлого к более мелодичному с большим количеством industrial-элементов, но Петер по-прежнему в одиночку управляет проектом, приглашая других музыкантов лишь для концертных выступлений. «Я думал о том, чтобы пригласить людей для работы над альбомом, может даже другого продюсера. Но мой друг сказал мне: ‘Да вы же убьёте друг друга в считанные секунды!’. Действительно, как только у нас начались бы разногласия, работа бы развалилась.»
Но в новом альбоме всё же была использована помощь других музыкантов – Питер Иверс из In Flames исполнил басовые партии на двух треках, Алекс Лайхо из Children of Bodom записал гитарное соло на «Just Think Again», а барабанщик Motorhead Микии Ди звучит на треке «Zombie Slam». Но всем остальным Петер занимался сам. «Я из тех людей, которые концентрируются на задаче и решают её. Я не могу спокойно сидеть на заднице и смотреть, как другие делают дело, особенно если знаю, что они делают его неправильно. Мне нужно, чтобы дело было сделано. Вот почему я засветился в таком количестве музыкальных проектов.»
Написание музыки начинается с придумывания чего-то на гитаре, и затем вокруг этого появляется всё остальное. «Дело начинает безумно закручиваться. Я ставлю клавишные, потом сверху – мелодию, затем простой бит в стиле AC/DC, начинаю работать с сэмплами… И внезапно обнаруживаю, что у меня на треке уже 100 дорожек, но я добился того звучания, которого хотел.»
Тагтгрен говорит, что в прошлом на творчестве было сильно отражено влияние других коллективов, например Rammstein и Depeche Mode, но теперь он предпочитает работать совершенно без оглядки на других. «Я всегда говорил, что хочу делать музыку с драйвом AC/DC и духом Pantera. Но сейчас я знаю – главное это почувствовать ритм и мелодию внутри себя. Если ты смог придумать мелодию и подложил тяжёлый риф – значит, у тебя получается. Поэтому моя музыка вне определённого жанра, и на концертах я вижу и шестилетних, и шестидесятилетних, старых рок-н-роллеров и байкеров, пауэр- и дед-металлистов.»
Можете быть уверены – Петер не остановится в работе над проектом, двигая его к новым, заслуженным высотам. Проблемы с предыдущим издателем и другие неудачи его ничуть не смущают, а наоборот – подталкивают к дальнейшей работе. «В мире PAIN не может быть удачи, и это значит, что я должен сам работать над всем. И мне это нравится! Это значит, что я никогда не успокоюсь и не включу «автопилот». Я всегда на острие – и это лучшее, что может быть.»